З А К О Н РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об увековечении памяти погибших при защите Отечества Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества Увековечению подлежит память: погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств; умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей; погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине. Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России. Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества. Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются: сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества; занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти; создание мемориальных музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков; публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам; присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам; установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти. По решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества. РАЗДЕЛ II ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами. Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные органы власти и управления и органы военного управления. Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят местные органы власти и управления. При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств. Перезахоронение останков погибших проводится по решению местных органов власти и управления с обязательным уведомлением родственников погибших. Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования. Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями. Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с местными органами власти и управления и органами военного управления. Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления и органы военного управления. Статья 7. Восстановление воинских захоронений Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления. Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить. РАЗДЕЛ III ПОИСКОВАЯ РАБОТА Статья 8. Организация поисковой работы В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается. Статья 9. Порядок проведения поисковой работы Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти и управления. Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами местных органов власти и управления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях. Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи. Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются. РАЗДЕЛ IV ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ Статья 10. Органы управления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на специальный орган при Правительстве Российской Федерации, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, занимающихся решением вопросов увековечения памяти погибших. Деятельность указанного органа осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят Министерство обороны Российской Федерации, Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство печати и информации Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, а также местные органы власти и управления. Статья 11. Полномочия органов управления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества Специальный орган по увековечению памяти погибших при защите Отечества при Правительстве Российской Федерации: руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию; разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий; организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств; осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений; организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы; рассматривает предложения граждан, местных органов власти и управления, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации; осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона. Министерство обороны Российской Федерации: по поручению специального органа по увековечению памяти погибших при защите Отечества при Правительстве Российской Федерации разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы; участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации; ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих; координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств; совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении; участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества; рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников. Органы военного управления: принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества; оказывают практическую помощь местным органам власти и управления, общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении(перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений; осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования; участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет; ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести; оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти. Министерство безопасности Российской Федерации: ведет учет погибших из числа своих сотрудников; принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести; участвует в подготовке материалов для книг Памяти. Министерство внутренних дел Российской Федерации: обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы; в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы; ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести; определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства. Министерство иностранных дел Российской Федерации: разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений; через свои представительства в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует учет и паспортизацию воинских захоронений на территориях других государств; согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве; регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств; устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) - гражданами других государств. Служба внешней разведки Российской Федерации: ведет учет погибших из числа своих сотрудников; принимает участие в установлении судеб пропавших без вести; участвует в подготовке материалов для книг Памяти. Министерство печати и информации Российской Федерации: обеспечивает полиграфическую базу для изданий Всероссийской, республиканских, краевых, областных и городских (городов Москвы и Санкт-Петербурга) книг Памяти; обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести. Министерство культуры Российской Федерации: организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества; принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок, мартирологов жертв фашизма, в работе по благоустройству мест воинских захоронений, реконструкции надгробий и памятников погибшим, классификации и паспортизации воинских захоронений. Местные органы власти и управления: организуют планирование и реализацию программ, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества; осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях; проводят паспортизацию и учет воинских захоронений; привлекают общественные объединения для проведения поисковых работ; осуществляют связь и взаимодействие с организациями других государств по сохранению и благоустройству воинских захоронений; создают резерв площадей для новых воинских захоронений; руководят изданием книг Памяти; контролируют исполнение настоящего Закона и при обнаружении нарушений принимают меры по их устранению. РАЗДЕЛ V ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц. Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из республиканского бюджета Российской Федерации. Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений. Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации. Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством. Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Дом Советов России 14 января 1993 года N 4292-I