У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об образовании Совета безопасности Российской Федерации На основании Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О безопасности" п о с т а н о в л я ю: 1. Образовать Совет безопасности Российской Федерации для обеспечения реализации функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан. 2. Установить в качестве основных направлений деятельности Совета безопасности Российской Федерации: подготовку ежегодного Доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; организацию работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом безопасности Российской Федерации на функциональной или региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации; разработку предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и законами Российской Федерации. 3. Сформировать Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О безопасности". Руководители министерств и ведомств, не являющиеся членами Совета безопасности Российской Федерации, принимают участие в работе Совета безопасности Российской Федерации при обсуждении вопросов, относящихся к их компетенции, в порядке, определяемом Председателем Совета безопасности Российской Федерации. При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в работе Совета безопасности Российской Федерации принимают участие их полномочные представители и Председатель Государственного комитета Российской Федерации по национальной политике. 4. Утвердить Положение о Совете безопасности Российской Федерации (согласно приложению). 5. Преобразовать в межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации постоянно действующие совещания, ранее созданные в соответствии с Положением о Комиссии при Президенте РСФСР по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета безопасности РСФСР. Секретарю Совета безопасности Российской Федерации в месячный срок представить на утверждение положения об указанных межведомственных комиссиях. Перечень и состав других межведомственных комиссий определяются решением Совета безопасности Российской Федерации по представлению Секретаря Совета безопасности Российской Федерации. 6. Секретарю Совета безопасности Российской Федерации: завершить формирование органов Совета безопасности Российской Федерации до 1 июля 1992 года; внести предложения в Совет безопасности Российской Федерации по организационной структуре Совета безопасности Российской Федерации, предусматривающей участие органов исполнительной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов в деятельности Совета безопасности Российской Федерации. 7. Руководителям органов государственного управления Российской Федерации обеспечить деятельность Совета безопасности Российской Федерации необходимой текущей и аналитической информацией. 8. Администрации Президента Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Правительству Москвы обеспечить деятельность Совета безопасности Российской Федерации служебными помещениями, оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для функционирования рабочих органов Совета безопасности Российской Федерации. Секретарю Совета безопасности Российской Федерации в недельный срок внести соответствующие предложения по этим вопросам. 9. Указ вступает в силу с момента подписания. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 3 июня 1992 года N 547 ________________ Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 года N 547 ПОЛОЖЕНИЕ О Совете безопасности Российской Федерации 1. Общие положения 1.1. Совет безопасности Российской Федерации (далее Совет безопасности или Совет) образуется в соответствии с Законом Российской Федерации "О безопасности". Совет безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку проектов решений Президента Российской Федерации по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности России. В этих целях Совет безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка в Российской Федерации. 1.2. Правовую основу деятельности Совета безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О безопасности", иные законы и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности, международные договоры и соглашения по вопросам безопасности, заключенные или признанные Российской Федерацией, настоящее Положение. 2. Основные задачи и функции Совета безопасности 2.1. Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются: определение приоритетов жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; разработка основных направлений стратегии безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения; подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности, а также по стратегии и мерам сохранения государственной целостности Российской Федерации; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, а также по ликвидации этих последствий; подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности; разработка предложений по совершенствованию системы обеспечения безопасности Российской Федерации путем реформирования существующих либо создания новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, а также создание постоянно действующей системы обеспечения Президента Российской Федерации достоверной, надежной и качественной информацией о состоянии безопасности Российской Федерации и факторах, угрожающих ей. 2.2. В соответствии с возложенными на него задачами Совет безопасности: рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования и мер предотвращения чрезвычайных ситуаций, преодоления их последствий; координирует совместно с Верховным Советом Российской Федерации разработку стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, проводит оценку внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и выявление их источников; осуществляет накопление, анализ и обработку информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработку рекомендаций по ее совершенствованию, организует разработку федеральных программ в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также оценку их эффективности. 2.3. Совет безопасности решает и иные задачи в сфере обеспечения безопасности и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в соответствии с решениями Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Президента Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации "О безопасности". 3. Состав Совета безопасности и порядок его формирования 3.1. Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О безопасности". 3.2. В состав Совета безопасности входят: Председатель, Секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. 3.3. Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации. 3.4. В число постоянных членов Совета безопасности входят по должности: Вице-президент Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Председатель Правительства (Совета Министров) Российской Федерации, Секретарь Совета безопасности. 3.5. Членами Совета безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств: экономики, финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, безопасности, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, здравоохранения. Службы внешней разведки Российской Федерации, а также иные должностные лица, назначаемые Президентом Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации. 4. Порядок работы Совета безопасности 4.1. Работой Совета безопасности руководит его Председатель - Президент Российской Федерации. 4.2. Работа Совета безопасности осуществляется по планам, утверждаемым его Председателем. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, но не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета безопасности. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета безопасности определяет Председатель Совета по представлению Секретаря Совета безопасности. Ведет заседания Совета безопасности Председатель Совета или по его поручению один из постоянных членов Совета безопасности. 4.3. Присутствие на заседаниях Совета безопасности постоянных членов и членов Совета безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета безопасности своих полномочий в Совете иным должностным лицам не допускается. По решению Председателя Совета безопасности, согласованному с постоянными членами Совета, могут проводиться специальные заседания постоянных членов Совета безопасности. К участию в этих заседаниях привлекаются члены Совета безопасности, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам. 4.4. Постоянные члены Совета безопасности обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса. Решения Совета безопасности как рекомендации Президенту по тем или иным вопросам в области обеспечения безопасности принимаются на заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения Председателем Совета. Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности Российской Федерации оформляются указами Президента Российской Федерации. Иные решения Совета безопасности фиксируются протокольно. 4.5. При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга для участия в работе Совета безопасности привлекаются с правом совещательного голоса их полномочные представители и Председатель Государственного комитета Российской Федерации по национальной политике. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц. 4.6. Подготовка решений Совета безопасности осуществляется, как правило, последовательно: министерствами и ведомствами Российской Федерации и органами государственного управления субъектов федерации; межведомственными комиссиями и аппаратом Совета безопасности; членами Совета безопасности Российской Федерации. Для рассмотрения в Совете безопасности могут представляться альтернативные проекты решений. 5. Полномочия Секретаря Совета безопасности 5.1. Секретарь Совета безопасности является должностным лицом Российской Федерации, подчиненным непосредственно Президенту Российской Федерации. Секретарь Совета безопасности входит в число постоянных членов Совета безопасности, назначается Президентом Российской Федерации и утверждается в должности Верховным Советом Российской Федерации. 5.2. Секретарь Совета безопасности обеспечивает деятельность Совета безопасности, руководит его аппаратом и уполномочен: информировать Президента Российской Федерации по проблемам внутренней и внешней безопасности страны, периодически обобщать и представлять в Совет безопасности информационно-аналитические обзоры о состоянии безопасности Российской Федерации; осуществлять планирование работы Совета безопасности, формировать повестки дня заседаний Совета, координировать работу по подготовке необходимых материалов Совету безопасности, готовить проекты решений Совета по рассматриваемым вопросам; организовывать разработку концептуальных подходов к формированию политики в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и работу по подготовке ежегодного Доклада Президента Российской Федерации об обеспечении безопасности страны; представлять на утверждение Президенту Российской Федерации решения Совета безопасности и проекты нормативных актов по их реализации; осуществлять контроль за выполнением решений Совета безопасности; координировать работу по подготовке и реализации федеральных программ обеспечения безопасности Российской Федерации; представлять Совету безопасности предложения по координации деятельности сил и средств обеспечения безопасности в связи с чрезвычайными ситуациями; вносить в Совет безопасности предложения по созданию, функциям и персональному составу межведомственных комиссий Совета безопасности, координировать их деятельность; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и управления, представлять по поручению Президента Российской Федерации его интересы по вопросам безопасности на Съезде народных депутатов, в Верховном Совете и Правительстве Российской Федерации и их органах; организовывать экспертизу проектов решений органов государственного управления по вопросам безопасности, подготовку и представление по ним обоснований и заключений для рассмотрения в Совете безопасности; выступать с разъяснениями по принятым Советом безопасности решениям в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства; запрашивать у государственных и иных органов, учреждений и организаций, должностных лиц необходимую для осуществления деятельности Совета безопасности и его аппарата информацию, документы и материалы; привлекать для выполнения исследовательских, экспертных работ государственные и негосударственные организации, учреждения и отдельных их сотрудников; вступать в контакты с международными организациями и иностранными государственными органами безопасности по вопросам, входящим в его компетенцию; определять задачи и функции структурных подразделений аппарата Совета безопасности, представлять на утверждение Президенту Российской Федерации положения о подразделениях аппарата Совета безопасности, представления о назначении своих заместителей, подписывать контрактные и трудовые соглашения со специалистами аппарата и привлекаемыми экспертами, принимать на работу и увольнять сотрудников аппарата Совета безопасности; выполнять другие поручения Президента Российской Федерации и Совета безопасности, относящиеся к сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства. 5.3. Секретарь Совета безопасности организует взаимодействие аппарата Совета безопасности с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами Верховного Совета и Правительства Российской Федерации, руководителями федеральных министерств и ведомств, высшими должностными лицами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, функциональными и региональными ассоциациями и объединениями, представителями трудовых коллективов и предпринимательских кругов, политическими партиями, общественными и религиозными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета безопасности. 5.4. Секретарь Совета безопасности несет персональную ответственность за обеспечение деятельности Совета безопасности. 6. Межведомственные комиссии Совета безопасности 6.1. Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии. Межведомственные комиссии Совета безопасности являются основными рабочими органами Совета безопасности. В зависимости от возлагаемых задач они могут создаваться на постоянной или временной основе по функциональному или региональному признаку. 6.2. Вопрос о создании, задачах и персональном составе межведомственных комиссий решается Советом безопасности по представлению Секретаря Совета. Функции межведомственной комиссии определяются Советом безопасности в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О безопасности" и регламентируются положением о межведомственной комиссии, утверждаемым Советом безопасности. По решению Совета безопасности постоянные и временные межведомственные комиссии возглавляются членами Совета безопасности либо лицами, уполномоченными на то Президентом Российской Федерации. Членами межведомственных комиссий могут быть руководители представленных в них министерств и ведомств Российской Федерации или их заместители, а также иные лица по решению Совета безопасности. 6.3. Постоянные межведомственные комиссии Совета безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету безопасности по основным направлениям политики в сфере безопасности личности, общества и государства, способствуют координации деятельности министерств и ведомств по выполнению государственных программ и решений Совета безопасности. 6.4. В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии. 6.5. Межведомственная комиссия вправе поставить на рассмотрение Совета безопасности любой вопрос, имеющий отношение к сфере ее компетенции. 6.6. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета безопасности осуществляют министерства и ведомства, представители которых участвуют в работе этих комиссий, а также аппарат Совета безопасности. 6.7. В своей работе постоянные и временные межведомственные комиссии Совета безопасности взаимодействуют с аппаратом Совета безопасности. Материалы, подготовленные межведомственными комиссиями для рассмотрения в Совете безопасности, проходят экспертную оценку в аппарате Совета безопасности. 7. Аппарат Совета безопасности 7.1. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Аппарат Совета безопасности осуществляет информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Совета безопасности, а также решает иные задачи, возложенные на него Законом Российской Федерации "О безопасности". Аппарат Совета безопасности возглавляет Секретарь Совета безопасности. 7.2. Во исполнение возложенных на него задач аппарат Совета безопасности: осуществляет информационное обеспечение Президента Российской Федерации и Совета безопасности Российской Федерации по текущим проблемам безопасности, а также готовит для них аналитические материалы и прогнозы по изменениям внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности России. В этих целях получает безвозмездно от всех органов государственного управления, государственных предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для всестороннего анализа и подготовки вносимых на рассмотрение Совета безопасности вопросов; координирует разработку основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации, подготовку федеральных программ обеспечения безопасности страны и рекомендаций Совету безопасности по принятию решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. Участвует в координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по реализации государственных программ безопасности и решений Совета безопасности. Анализирует эффективность принятых решений и результаты их реализации, представляет в Совет безопасности предложения по их совершенствованию. По решению Совета безопасности организует проверку деятельности министерств и ведомств по вопросам эффективности реализации решений и программ в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации; обеспечивает анализ и прогнозирование развития событий, могущих привести к чрезвычайным ситуациям в сфере безопасности Российской Федерации. Готовит материалы для ежегодного Доклада Президента Российской Федерации об обеспечении безопасности страны. В этих целях проводит комплексный и целевой анализ проблем безопасности, осуществляет выделение наиболее значимых угроз безопасности личности, общества и государства в различных областях, вырабатывает предложения по их предотвращению, выполняет исследования по широкому спектру проблем безопасности с привлечением заинтересованных органов и организаций; участвует в разработке предложений по совершенствованию системы безопасности Российской Федерации. В этих целях осуществляет накопление, анализ и обработку информации об эффективности функционирования существующей системы безопасности, разрабатывает предложения Совету безопасности по реформированию или упразднению существующих либо по созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства; обеспечивает подготовку проектов решений Совета безопасности, а также проектов нормативных актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства; контролирует по форме и срокам ход исполнения решений Совета безопасности и информирует об этом Совет безопасности; ведет делопроизводство Совета безопасности. 7.3. В своей работе аппарат Совета безопасности взаимодействует с постоянными и временными межведомственными комиссиями Совета безопасности. Материалы, подготовленные аппаратом для рассмотрения на Совете безопасности, в необходимых случаях проходят экспертную оценку в соответствующих межведомственных комиссиях. 7.4. Структура и штатное расписание аппарата Совета безопасности, а также положения о его подразделениях утверждаются Президентом Российской Федерации. 7.5. По решению Секретаря Совета безопасности в пределах установленного Председателем Совета безопасности лимита ряд ответственных должностей в аппарате Совета может замещаться путем прикомандирования соответствующих специалистов министерств и ведомств. 8. Финансирование деятельности Совета безопасности Финансирование деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации производится в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О безопасности". Финансирование деятельности Совета безопасности осуществляется целевым порядком за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации. Финансирование деятельности аппарата Совета безопасности предусматривается отдельной строкой в смете расходов Администрации Президента Российской Федерации. ____________