С учетом отсутствия на момент заключения договора в федеральных и местных нормативных актах требований об особом порядке предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам вывод судов первой и кассационной инстанций о заключении договора аренды с нарушением норм действующего законодательства неправомерен. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7362/06 Москва, 26 сентября 2006 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С, Козловой О.А., Першутова А.Г., Осиповой Н.В., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Зеленый луг" Азаматовой С.Ш. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.11.2005 по делу N А01-2023-2005-5 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2006 по тому же делу. Заслушав и обсудив доклад судьи Осиповой Н.В., Президиум установил следующее. Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Зеленый луг" (далее - крестьянское хозяйство) о признании недействительным договора от 04.12.2002 N 002407 аренды земельного участка, заключенного между администрацией города Майкопа и крестьянским хозяйством. Решением суда первой инстанции от 07.11.2005 иск удовлетворен, оспариваемый договор признан недействительным. Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2006 решение отменено, в иске о признании указанного договора аренды недействительным отказано. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 06.04.2006 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 07.11.2005 и постановления суда кассационной инстанции от 06.04.2006 крестьянское хозяйство просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям. Постановлением администрации города Майкопа от 04.09.2002 N 722 гражданке Азаматовой С.Ш. разрешено организовать крестьянское (фермерское) хозяйство "Зеленый луг", для чего ей предоставляется в аренду на 49 лет земельный участок площадью 11 га из фонда перераспределения земель возле хутора Гавердовского. Распоряжением от 27.11.2002 N 3534р администрацией в постановление от 04.09.2002 N 722 внесены изменения в части уточнения площади земельного участка, размер которого определен в 6,8465 га. 04.12.2002 администрацией города Майкопа (арендодателем) и главой крестьянского хозяйства (арендатором) подписан договор аренды указанного земельного участка. Данный договор зарегистрирован 17.12.2002 Майкопским филиалом Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея. Признавая договор аренды недействительным, суды первой и кассационной инстанций указали на нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в части несоблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков: обеспечение заблаговременной публикации о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому хозяйству, проведение торгов или конкурса по реализации права на заключение договора аренды указанного земельного участка. Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что обязанность соблюдения требования по обеспечению принципов публичности и открытости при предоставлении в аренду земельных участков возложена законодательством на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а не на арендаторов. В силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, и порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. В пунктах 2-6 данной статьи содержатся нормы об общем порядке предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством объектов. Закон Российской Федерации от 22.11.1990 N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей в указанное время) не содержал норм о порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", установивший обязательный порядок проведения торгов или конкурса при предоставлении в аренду земель сельскохозяйственного назначения, в период предоставления спорного земельного участка еще не действовал. Постановление Совета народных депутатов города Майкопа от 21.06.2002 N 359 "О правилах предоставления земельных участков в городе Майкопе", действовавшее в период предоставления спорного земельного участка гражданке Азаматовой С.Ш., не содержало норм, регламентировавших порядок предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам. Таким образом, в указанный период порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства регламентирован не был. Между тем крестьянское хозяйство представило суду доказательства выполнения им требований администрации города Майкопа в части совершения действий по землеустройству, предписанных ему администрацией, и по оформлению документов, необходимых для передачи спорного участка в арендное пользование. При таких обстоятельствах и с учетом отсутствия в указанный период в федеральных и местных нормативных актах требований об особом порядке предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам вывод судов первой и кассационной инстанций о заключении договора аренды от 04.12.2002 N 002407 с нарушением норм действующего законодательства неправомерен. Следовательно, решение суда первой и постановление суда кассационной инстанций вынесены с нарушением норм действующего материального законодательства и единообразия в их толковании и применении арбитражными судами, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.11.2005 по делу N А01-2023-2005-5 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2006 по тому же делу отменить. Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.01.2006 оставить без изменения. Председательствующий А.А.Иванов