ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 9 марта 1994 г. N 191 г. Москва О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) В целях реализации Программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", создания необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемую Государственной программой. 2. Реализацию Государственной программы возложить на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, его территориальные управления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 3. В целях обеспечения согласованности мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации, координации деятельности министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Государственной программы образовать Межведомственную комиссию по конкурентной политике. Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной комиссии по конкурентной политике. Утвердить председателем Межведомственной комиссии по конкурентной политике Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сосковца О.Н., поручив ему в 2-недельный срок сформировать и представить на утверждение Правительства Российской Федерации состав указанной Комиссии. Возложить организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии по конкурентной политике на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. 4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 мая 1994 г. разработать методические рекомендации по краткосрочному и долгосрочному прогнозированию экономических последствий проведения на отраслевом и региональном уровнях специальных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынках Российской Федерации. 5. Государственному комитету Российской Федерации по статистике совместно с Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур до 1 мая 1994 г. разработать формы и порядок представления статистической отчетности о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации. 6. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить в I квартале 1994 г. корректировку региональных программ демонополизации в соответствии с Государственной программой. 7. Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации отчет о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации. 8. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в I квартале 1994 г. рассмотреть вопрос о финансировании в 1994 году мероприятий по созданию нормативно-методического, информационного, кадрового и технического обеспечения Государственной программы и проведению экспертизы осуществляемых в ее рамках проектов. 9. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при формировании проектов федерального бюджета необходимые финансовые ресурсы для реализации Государственной программы. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 191 ГОСУДАРСТВЕНННАЯ ПРОГРАММА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (основные направления и первоочередные меры) С О Д Е Р Ж А Н И Е Стр. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...................................3 2. ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994-1995 ГОДЫ..................................... 3. ПОЛИТИКА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОМЫШ- ЛЕННОСТИ..........................................8 4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИ- ЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....................9 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИЗА- ЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ......................10 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........................................11 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемая Государственной программой, устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994-1995 годах является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг). Реализация этой задачи предусматривает: анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии; формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации; установление и поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации; создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии; создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии; учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности; развитие предпринимательства. Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Положения Государственной программы используются при формировании других федеральных программ, в том числе программ структурной перестройки и развития экономики в целом и отдельных ее секторов, а также программ социально-экономического развития регионов. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не является предметом настоящей Государственной программы. Процесс формирования и развития конкурентной среды рынков рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов. Отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции являются неотъемлемой частью Государственной программы. Они включают в себя анализ структуры товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий на федеральном уровне. Планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий, имеющих географические границы рынка в пределах национально-государственных и административно-территориальных образований, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части мероприятий, затрагивающих экономические интересы национально-государственных и административно-территориальных образований. Региональные программы демонополизации экономики и развития конкуренции входят в состав программ социально-экономического развития региона и являются их неотъемлемой частью. Они включают анализ структуры товарных рынков, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации и развития конкуренции на рынках временных монополий на местном уровне. В составе региональных программ формируются предложения по демонополизации и развитию конкуренции на межрегиональных товарных рынках. Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований: ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей; комплектность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики; дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей; взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях; учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей; мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно-реализованного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре; обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов. Не подлежат демонополизации в течение пяти лет временные монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования, считая с момента приобретения лицензии, патента или регистрации изобретения. Государственная программа не включает в число мер по демонополизации установление государственного контроля и регулирование цен временных монополий. При установлении монопольно высоких (низких) цен пресечение этого злоупотребления осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Для целей Государственной программы используются следующие понятия: т о в а р н ы й р ы н о к - рынок по каждому товару, виду работы, услуги (далее именуется - товар) или по каждой группе взаимозаменяемых товаров; в з а и м о з а м е н я е м ы е т о в а р ы - товары, близкие по потребительским свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности; т о в а р н ы е г р а н и ц ы р ы н к а - набор (перечень) взаимозаменяемых для удовлетворения конкретной потребности товаров; г е о г р а ф и ч е с к и е г р а н и ц ы р ы н к а - сфера обращения товара и его заменителей, определяемая исходя из экономических возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующих территориях и отсутствия этих возможностей за их пределами (под соответствующими территориями наряду с национальногосударственными и административно-территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований); д е м о н о п о л и з а ц и я - снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках; е с т е с т в е н н а я м о н о п о л и я - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса; г о с у д а р с т в е н н а я м о н о п о л и я - монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа; в р е м е н н а я м о н о п о л и я - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции; г р у п п а п р е д п р и я т и й - совокупность хозяйст- вующих субъектов, имеющих отношения, основанные на прямом или косвенном имущественном контроле одного хозяйствующего субъекта над другим (другими) посредством обладания контрольным пакетом акций (паев, долей) в уставном капитале либо оказания решающего воздействия на принимаемые решения иными средствами. Применительно к целям демонополизации группа предприятий рассматривается как единый хозяйствующий субъект. 2. ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994-1995 ГОДЫ На ближайший период определяются следующие приоритетные направления политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации: создание нормативно-правовой и организационной базы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополий; осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации хозяйственных комплексов: торгового, строительного, связи, транспортно-дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного; осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии; устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации; снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур*; пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер экономики. 3. ПОЛИТИКА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривает отсутствие противодействия структурам, доминирующим на российском рынке, если: их деятельность экономически оправдана, отвечает интересам потребителей и не приводит к сужению конкурентной среды рынка; они не злоупотребляют доминирующим положением на российском рынке и не допускают монополистических действий, квалифицированных статьями Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Поэтому при определении целесообразности создания промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках, должно учитываться прогнозируемое вероятное воздействие деятельности группы на состояние конкуренции. При этом необходимо соблюдать следующие условия: во избежание злоупотребления доминирующим положением не допускается приобретение крупными промышленными или финансово-промышленными группами монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение доступа на них иным хозяйствующим субъектам, в том числе иностранным; промышленная или финансово-промышленная группа не должна включать в себя фирмы-поставщики или фирмы-потребители, если они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках; при создании промышленных или финансово-промышленных групп на принципах экспортных картелей не должны объединяться фирмы, являющиеся конкурентами на определенном товарном рынке, если включение таких фирм в группу приведет к значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке. 4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Осуществление мер по демонополизации экономики и развитию конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает создание соответствующего организационного механизма реализации Государственной программы. Реализация Государственной программы возлагается на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальные управления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Координацию действий министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Государственной программы осуществляет Межведомственная комиссия по конкурентной политике. На региональном уровне по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться региональные комиссии по конкурентной политике. Для обеспечения реализации Государственной программы необходимо осуществлять меры по формированию позитивного общественного мнения по проблемам демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и работе органов, на которые возложена реализация Государственной программы. Пропагандистская поддержка Государственной программы предусматривает: проведение регулярных консультаций антимонопольных органов с обществами защиты прав потребителей, союзами предпринимателей, промышленников, профсоюзами и другими общественными организациями; ознакомление с Государственной программой и антимонопольным законодательством представителей министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, профсоюзов и населения; распространение в средствах массовой информации материалов по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Подготовка и переподготовка кадров в области демонополизации предусматривает: изучение потребности в кадрах и разработку учебных программ по направлениям демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации; подготовку комплектов учебных и методических пособий, перевод и адаптацию иностранных материалов по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации; организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов, на которые возложена реализация Государственной программы; формирование и развитие соответствующих центров подготовки кадров, организацию на их базе консультационной службы по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Антимонопольное регулирование, демонополизация и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации требуют информации об уровне монополизации рынков и о монопольных действиях на них хозяйствующих субъектов. С этой целью должна быть создана информационно-справочная система антимонопольного регулирования, демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Для реализации этой задачи необходимо: упорядочить существующую систему статистической отчетности Госкомстата России с целью обеспечения комплексного представления информации о реформировании экономики, расширения использования выборочных методов сбора информации о хозяйствующих субъектах всех организационно-правовых форм собственности, действующих на товарных рынках, определения порядка получения и передачи в органы, на которые возложена реализация Государственной программы, информации о деятельности на товарных рынках хозяйствующих субъектов; интегрировать информационные ресурсы министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, упростить процедуры обмена информацией, организовать взаимодействие органов, на которые возложена реализация Государственной программы, с организациями-держателями соответствующей информации, обеспечить использование существующих и создание новых баз и банков данных для анализа количественных и качественных показателей товарных рынков; создать программное обеспечение для предлагаемой информационно-справочной системы и автоматизированные рабочие места для решения задач и реализации проектов демонополизации и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Источниками финансирования мероприятий и работ по реализации Государственной программы, разработке, корректировке и реализации осуществляемых в рамках Государственной программы отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции являются средства федерального бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, а также средства, получаемые от приватизации государственного и муниципального имущества, соответствующие внебюджетные фонды, добровольные отчисления предприятий, учреждений и организаций. При этом мероприятия и работы по информационному обеспечению реализации Государственной программы, проведению соответствующих целевых исследований, подготовке законодательных актов и нормативно-методических материалов, организационно-техническому обеспечению органов, на которые возложена реализация Государственной программы, подготовке соответствующих специалистов, контролю за ходом реализации финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, выделяемых непосредственно Государственному комитету Российской Федерации по атимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Финансирование мероприятий и работ по разработке, корректировке и реализации региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции производится за счет бюджетов соответствующих внебюджетных фондов, добровольных отчислений предприятий, учреждений и организаций. Диверсификация и разукрупнение предприятий, учреждений и организаций с целью создания конкурирующих структур осуществляются и финансируются, как правило, в рамках программ структурной перестройки экономики и конверсии. Для стимулирования инициативного разукрупнения хозяйствующих субъектов могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые в законодательном порядке. Конкретизация положений Государственной программы, изложенных в разделах 1-6, важнейшие работы и мероприятия по ее реализации, основные задачи демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, а также общие методы решения этих задач даются в приложениях N 1-5 к Государственной программе. ___________________ * Под финансово-экономическими, организационными и правовыми барьерами понимаются обычно безвозвратные издержки при организации и осуществлении производства, разного рода ограничения при инвестировании проектов и предоставлении кредитов, аренде помещений, землепользовании, доступе к источникам сырья, технологиям, рынкам сбыта, коммерческой информации. _____________ Приложение N 1 к Государственной программе демонополи- зации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) УКРУПНЕННАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ +-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦Подсистемы ¦ Основные функции, ¦ Виды информации ¦ Источники информации по ее видам ¦ ¦ ¦ решаемые задачи ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 1. Регулирова- Определение струк- Законодательные и другие нормативные ГУИР ФАПСИ. ние и управ- туры и полномочий акты федеральных органов исполнитель- Информационные службы минис- ление на фе- федеральных органов ной власти. Функции, права и ответ- терств, других федеральных деральном исполнительной власти ственность министерств, других феде- органов исполнительной власти уровне ральных органов исполнительной власти Определение структуры Программные установки и практика Госкомимущество России государственной соб- проведения приватизации, доля го- ственности сударственной собственности Поддержка предприни- Объемы, формы и условия финансовой Минфин России, Минэкономики мательства и разви- поддержки предпринимательства и России, ГКАП России тия конкуренции развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации Регулирование цен Установление цен на продукцию, заку- Минэкономики России, Минфин Рос- паемую в федеральные, резервные сии, органы регулирования деятель- и специальные фонды. Регулирование ности естественных монополий цен на продукцию субъектов естествен- ных монополий Государственное регу- Информация об экспортно-импортных Минэкономики России, лирование товарных и льготах, квотах, лицензиях, та- МВЭС России, ГТК России, финансовых рынков моженных пошлинах и правилах, Минфин России, дотациях, субвенциях, финансиро- Банк России, вании деятельности предприятий, Госналогслужба России проектов и программ развития из федерального бюджета. Объемы и адресаты кредитной поддержки, условия выдачи кредитов, ставки банковского процента. Данные о лицензировании отдельных видов деятельности и системе налогообложения. Объемы поставок продукции для государствен- ных нужд, регламентация каналов сбыта 2. Структура Определение групп Классификаторы видов деятельности, Госстандарт России, внутренних взаимозаменяемой продукции и услуг, экспертные оценки Госкомстат России,информационные рынков продукции и социологические службы министерств и других феде- ральных органов исполнительной власти Выявление хозяй- Объемы производства и поставок по Госкомстат России, ствующих субъектов, группам взаимозаменяемой продукции Роскомторг, ГТК России, информа- конкурирующих между хозяйствующими субъектами. Объемы ционные службы органов испол- собой. Определение ввоза и вывоза продукции на террито- нительной власти субъектов границ товарных рын- рию Российской Федерации и ее Российской Федерации, ков и их емкости. регионов. Динамика себестоимости, Минэкономики России, Минфин России Расчет доли хозяйст- отпускных и конечных цен реализации вующих субъектов на продукции. Динамика инфляционных про- товарных рынках цессов. Платежеспособный спрос населения. Степень удовлетворения общественных потребностей в продукции 3. Деятельность Выявление перечня Структура управления отраслью (под- Минэкономики России, ГКАП России, групп хозяй- групп хозяйствующих отраслью) и основные показатели эко- Госкомстат России, информационные ствующих су- субъектов и состава номической деятельности относящихся службы министерств и других феде- бъектов на каждой группы с к ней хозяйствующих субъектов, реестр ральных органов исполнительной внутренних указанием рынка, на финансово-промышленных групп. власти, хозяйствующие субъекты, рынках котором они действуют. Объемы производства и поставки на ры- регистрационные службы местных Расчет доли группы нок продукции хозяйствующими субъекта- органов власти, арбитражные суды хозяйствующих субъек- ми, относящимися к группе. тов на рынке. Учредительные документы хозяйствую- Выявление форм и щих субъектов, входящих в группу. показателей слияния Факты антиконкурентного поведения на хозяйствующих субъ- рынке хозяйствующих субъектов, входя- ектов в группе. щих в группу, и группы в целом Оценка форм и пока- зателей антиконкурен- тной деятельности групп хозяйствующих субъектов 4. Экономичес- Определение хозяйс- Объемы производства и поставки продук- Госкомстат России, информа- кая ситуация твующих субъек- ции хозяйствующими субъектами-поставщи- ционные службы федеральных на товарных тов-поставщиков, ками, действующими на товарном рынке органов исполнительной вла- рынках, под- действующих на то- сти и органов исполнительной лежащих де- варном рынке, и по- власти субъектов Российской монополизации казателей их дея- Федерации, хозяйствующие тельности субъекты Определение хозяйст- Объемы закупок и потребления продукции Госкомстат России, вующих субъектов-по- хозяйствующими субъектами-покупате- Роскомторг, товарные биржи, купателей (или граж- лями (или гражданами-потребителями), торговые дома дан-потребителей), действующими на товарном рынке. действующих на товар- Степень удовлетворения потребностей ном рынке, их потреб- и спроса ности в продукции и платежеспособности Сопоставительный ана- Динамика цен на продукцию на Госкомстат России, лиз цен на однотипную географических рынках Минэкономики России, продукцию на различных Минфин России географических рынках 5. Финансовый Контроль за созда- Доля банков и других финансовых Госкомимущество России, рынок нием финансово-про- субъектов в составе учредителей фи- Минфин России, мышленных групп. нансово-промышленных групп. Доля ГКАП России, Контроль пакетов хозяйствующих субъектов в составе межбиржевые информационные приобретаемых акций, учредителей финансово-промышленных структуры фондовых бирж, паев, долей участия групп. Информация о приобретении инвестиционные фонды, в уставном капитале акций, паев, долей в уставном Банк России, хозяйствующих капитале хозяйствующих субъектов Госкомстат России, субъектов юридическими, физическими лицами, регистрационные службы местных финансовыми субъектами. Информация органов власти, о деятельности коммерческих банков, чековые аукционы, фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховые компании чековых аукционов, субъектов страхового рынка 6. Развитие Мониторинг деятель- Количество малых предприятий по от- Госкомстат России, предпринима- ности малых пред- раслям, численность занятых на пред- Минэкономики России, тельства приятий. Наблюдение приятиях, их средняя заработная плата. Минфин России, ГКАП России, за деятельностью Объемы выпускаемой малыми предприятия- информационные службы органов фондов поддержки ми продукции и ее доля в общем объеме исполнительной власти субъектов предпринимательства. производства. Перечень фондов поддержки Российской Федерации Поддержка инфра- предпринимательства, объемы, формы, структуры малого условия финансовой поддержки малого бизнеса. Развитие бизнеса, источники средств, направления учебной базы для их использования. Перечень и сроки подготовки пред- выполнения региональных программ, принимателей реализуемых с привлечением средств фондов поддержки предпринимательства. Сведения об инфраструктуре малого бизнеса, деятельности учебных структур, готовящих кадры предпринимателей _______________ Приложение N 2 к Государственной программе демонополи- зации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994-1995 ГОДЫ +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦N пп¦ Содержание и направление работ ¦ Срок ¦ Ответственный исполнитель или разработчик¦ ¦ ¦ ¦ исполнения ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 1. Разработка правового обеспечения работ по демонополизации экономи- ки и развитию конкуренции на рын- ках Российской Федерации 1.1. Законопроект "О монополиях", опре- март ГКАП России, Российский деляющий порядок государственного 1994 г. центр приватизации, Минэ- контроля и регулирования субъек- кономики России, Госком- тов естественной и других видов имущество России, РЦЭР, монополий на федеральном и мест- Госкомпром России, Госко- ном уровнях моборонпром России, Минтопэнерго России 1.2. Законопроект "Об организованных декабрь ГКАП России, Минэкономики товарных рынках", определяющий 1994 г. России, РЦЭР, заинтересо- правовые основы торгового пос- ванные министерства и ве- редничества и порядок осущест- домства вления торгов в виде аукционов, ярмарок, тендерных сделок, а также биржевой торговли 1.3. Законопроект "О слияниях и кон- июнь ГКАП России, Российский центрации производства и капита- 1994 г. центр приватизации, Гос- ла", определяющий контролируемые компром России, Госкомо- уровни концентрации производства боронпром России, заинте- и капитала, достигнутые путем ресованные министерства и слияния, а также систему антимо- ведомства нопольных запретов в целях пре- дупреждения монополизации рын- ков 1.4. Законопроект о внесении измене- апрель МВЭС России, ний и дополнений в Закон РСФСР 1994 г. РЦЭР, Минэкономики Рос- "Об иностранных инвестициях в сии, Минтопэнерго России, РСФСР", отражающий изменение го- Госкомоборонпром России, сударственного статуса и системы ГКАП России, Минфин России государственной власти России, расширяющий правовые гарантии защиты иностранных инвестиций в целях развития конкурентной сре- ды внутреннего рынка России 1.5. Законопроект "О концессиях", оп- апрель Минэкономики России, ределяющий условия и порядок их 1994 г. МВЭС России, РЦЭР, создания на территории Российс- Госкомпром России, Минтоп- кой Федерации в целях развития энерго России, ГКАП Рос- экономики и конкурентной среды сии рынка 1.6. Законопроект "О внесении измене- март Минфин России, Госналогс- ний и дополнений в законодатель- 1994 г. лужба России, Минэкономики ство Российской Федерации по на- России, ГКАП России, заинте- логообложению" в целях стимули- ресованные министерства и рования процессов демонополиза- ведомства ции экономики Российской Федера- ции и развития конкуренции на товарных рынках 2. Корректировка программ демонопо- лизации и развития конкуренции на рынках продукции хозяйствен- ных комплексов в соответствии с положениями Государственной программы демонополизации эконо- мики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (ос- новные направления и первооче- редные меры) 2.1. Торговля апрель Роскомторг, ГКАП России, 1994 г. Госкомимущество России, Минфин России, Госстан- дарт России, Минсельхозпрод России, МВЭС России, Госкомстат России 2.2. Транспортно-дорожный хозяйствен- апрель Минтранс России (Департа- ный комплекс 1994 г. мент воздушного транспор- та, Департамент морского транспорта, Департамент речного транспорта, Де- партамент автомобильного транспорта, Федеральный дорожный департамент), Госкомимущество России, ГКАП России, предприятия авиационного транспорта 2.3. Строительный хозяйственный апрель Госстрой России, Минэко- комплекс 1994 г. номики России, Госкомстат России, Госкомимущество России, ГКАП России 2.4. Хозяйственный комплекс "Связь" апрель Минсвязи России, Минэко- 1994 г. номики России, Госкомобо- ронпром России, Госкоми- мущество России, ГКАП России 3. Разработка программ демонополиза- в соответ- Госкомпром России, МПС Рос- ции экономики и развития конку- ствии с сии, Минсельхозпрод России, ренции в отраслях, не определен- действую- Минтопэнерго России, Гос- ных как приоритетные направления щими комоборонпром России,Рос- политики демонополизации экономи- нормативны- комнедра, Роскоммаш, Рос- ки и развития конкуренции на рын- ми актами комметаллургия, Роскомвод- ках Российской Федерации на хоз, Роскомрыболовство, 1994-1995 гг. Роскомхимнефтепром, Рослесхоз, Роскомпечать, ФСТР России, КМФТ России, Минздравмед- пром России, Минкультуры России, ГКАП России 4. Разработка программы демонополи- апрель МВЭС России, заинтересован- зации внешнеторговых объединений 1994 г. ные министерства и ведомст- и создание режима равного доступа ва, ГКАП России на внешние рынки для предприя- тий-экспортеров в целях повышения эффективности экспорта 5. Разработка программы демонополи- апрель Банк России,Мин- зации кредитно-финансовой сферы 1994 г. фин России, Комиссия по цен- ным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Феде- рации, ГКАП России, Минэкономики России 6. Разработка региональных программ апрель Органы исполнительной власти демонополизации экономики и раз- 1994 г. субъектов Российской Федерации, вития конкуренции в соответствии территориальные управления с положениями Государственной ГКАП России программы и систем информационно- го обеспечения местных товарных рынков 7. Экспертиза проектов федераль- постоянно Межведомственная комиссия ных, отраслевых и региональных по конкурентной политике, программ по структурной перест- ГКАП России и его терри- ройке экономики, включая програм- ториальные органы мы разгосударствления, приватиза- ции, демонополизации и развития конкуренции 8. Проведение мероприятий по разук- 1994 г. ГКАП России и его терри- рупнению ассоциаций, концернов, ториальные органы, органы других объединений, препятствующих исполнительной власти развитию конкуренции на федераль- субъектов Российской Фе- ном товарном рынке дерации, министерства и ведомства 9. Проведение мероприятий, направ- в соответ- ГКАП России и его тер- ленных на демонополизацию эконо- ствии с пла- риториальные органы, мики и развитие конкуренции в нами-графи- местные органы исполни- рамках отраслевых и региональных ками работ тельной власти, министерс- программ тва и ведомства 10. Развитие предпринимательства постоянно Минэкономики России, ГКАП России, министерства и ведомства 11. Организационное и кадровое обес- постоянно печение Государственной програм- мы 11.1. Подготовка программ специализи- 1994 г. Минобразование России, рованных учебных курсов по анти- ГКАП России, министерства монопольной политике, демонопо- и ведомства лизации экономики и развитию конкуренции для использования в качестве базовых на различных уровнях системы обучения и пере- подготовки кадров 11.2. Проведение научно-познаватель- постоянно ГКАП России, Роскомпечать, ных, информационных и учебных ФСТР России, программ на радио и телевиде- министерства и ведомства нии, подготовка серии статей в периодической печати, брошюр по проблемам демонополизации эконо- мики и развития конкуренции 12. Информационное и техническое обеспечение Государственной программы 12.1. Разработка технического проекта апрель Госкомстат России, Минэ- на создание единой государствен- 1994 г. кономики России, ГКАП ной информационной системы наб- России, Госкомимущество людения, контроля и регулирования России, Госстандарт Рос- товарных рынков на федеральном и сии, Роскомторг, региональных уровнях Минфин России, заинтересованные министерства и ведомства 12.2. Внедрение единой государственной 1994 г. Госкомстат России, Минэ- информационной системы наблюде- кономики России, ГКАП ния, контроля и регулирования то- России, Госкомимущество варных рынков на федеральном и России, Госстандарт Рос- региональных уровнях сии, Роскомторг, Минфин России, заинтересованные министерства и ведомства 12.3. Разработка технического проекта апрель Минфин России, единой государственной информа- 1994 г. Банк России, ГКАП ционной системы наблюдения, России, заинтересованные контроля и регулирования финан- министерства и ведомства совых рынков на федеральном и региональных уровнях 13. Внедрение единой государственной 1994 г. Минфин России, информационной системы наблюде- Банк России, Минэкономики ния, контроля и регулирования фи- России, ГКАП России, заинтересо- нансовых рынков на федеральном и ванные министерства и ведомства региональных уровнях 14. Контроль за ходом реализации Го- постоянно Межведомственная комиссия сударственной программы по конкурентной политике, ГКАП России и его территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ______________ Приложение N 3 к Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке с устойчивой структурой Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке с устойчивой структурой используется для формирования отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции. Он базируется на анализе соответствующего рынка, положениях Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, исходит из цели создания условий для развития конкуренции на конкретном товарном рынке. I. Общие признаки наличия конкурентной среды на товарном рынке 1. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения конкуренции между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей, или независимыми продавцами товара одного производителя при условии отсутствия вертикального соглашения между поставщиками и производителями, ограничивающего свободу в установлении цен и объемов поставок. Количество поставщиков на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера потребления и уровня спроса. Поэтому задача создания конкурентной среды для каждого товара требует своего особого реализационного механизма. 2. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для конкуренции между ними и формирования некоторого уровня платежеспособного спроса. Независимые покупатели могут быть конечными потребителями того или иного товара либо посредниками при его реализации. Для осуществления реальной независимости посредников необходимо, чтобы они поставляли свой товар имущественно и организационно независимым потребителям. Количество покупателей на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера его потребления и уровня спроса. 3. Для обеспечения эффективной конкуренции на рассматриваемом рынке экономические размеры предприятий должны быть сопоставимы*. 4. Конкурентная среда рынка поддерживается отсутствием экономических и других препятствий в доступе к сырью, материалам, комплектующим изделиям, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений, барьеров для входа на рынок в виде территориальных, правовых, имущественных и других экономических ограничений. 5. Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений). II. Требования к показателям, характеризующим экономическую ситуацию на конкурентном товарном рынке** 6. Общее количество поставщиков продукции на данный товарный рынок должно отвечать требованиям конкуренции. Минимально необходимое количество поставщиков для создания конкурентной среды может быть задано исходя из характеристик продукции, емкости рынка и других показателей. В случае если фактическое количество поставщиков на рынке меньше нормативного, мероприятия по его демонополизации должны включать увеличение числа поставщиков. _______________________ * Экономические размеры предприятий, конкурирующих на рынке, зависят от затрат производства, уровня спроса, географических и товарных границ рынка и измеряются, как правило, годовым оборотом капитала, объемами производства или поставок. ** Эти требования определяют ориентиры в процессе принятия решений о демонополизации и выборе методов демонополизации рынков с устойчивой структурой. Конкретные рынки диктуют свои индивидуальные условия развития конкуренции. 7. Все поставщики продукции на данный товарный рынок с целью эффективной конкуренции и во избежание злоупотреблений доминирующим положением должны быть в определенной мере соизмеримыми по объемам поставок на данный товарный рынок в натуральном измерении. Это требование не относится к рынкам в период изменения структуры, например, благодаря расширению объема поставок или поставкам новой продукции в результате совершенствования организации и (или) технологии производства. III. Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке 8. Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке включает в себя: а) формирование предложений по составу естественных монополий с учетом возможности и экономической эффективности создания конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке, в том числе путем ввоза продукции. Включение естественных монополий в систему наблюдения, контроля и регулирования деятельности на законодательной основе; б) определение товарных приоритетов и этапов демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках временных монополий на федеральном и региональных уровнях на основе анализа объемов и структуры потребления продукции и распределения уровней (групп) потребления продукции по степени приоритетности; в) определение географических границ товарных рынков, отнесенных к товарным приоритетам соответствующего этапа демонополизации и развития конкуренции; г) оценку фактической структуры товарного рынка, показателей, характеризующих экономическую ситуацию на выделенных товарных рынках, и фиксацию их как базовых. Эта работа производится с помощью информационно-справочной системы антимонопольного регулирования, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарном рынке. Фактическая структура товарного рынка и показатели, характеризующие экономическую ситуацию на нем, подлежат регулярной публикации. По результатам анализа фактической структуры товарного рынка и экономической ситуации на нем осуществляется выбор нормативного числа поставщиков на рассматриваемом товарном рынке и принимается решение о достаточности числа поставщиков продукции на данный товарный рынок или необходимости их увеличения. В качестве поставщика продукции на данный товарный рынок может быть квалифицирован хозяйствующий субъект, прошедший регистрацию в соответствующем органе исполнительной власти или имеющий лицензию на поставку продукции на рассматриваемый товарный рынок, при условии, что имущество его не контролируется другим хозяйствующим субъектом, поставляющим продукцию на этот рынок. В противном случае оба хозяйствующих субъекта должны рассматриваться как один поставщик. Принимается также решение об отсутствии или наличии доминирования хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке и необходимости (или отсутствии необходимости) проведения мероприятий по изменению структуры этого рынка; д) формирование перечня подзадач этапа демонополизации данного регионального или федерального товарных рынков, состав и содержание которых определяется необходимостью стимулирования изменения монопольной структуры этих рынков на конкурентную; е) разработку мероприятий по демонополизации и развитию конкуренции на выделенных товарных рынках, которые должны быть согласованы по времени и могут включать последовательно: увеличение числа поставщиков и объема поставок продукции путем импорта продукции из-за рубежа или иного региона; снижение барьеров для входа на рынок; ликвидацию межрегиональных барьеров для товарообмена; приватизацию и выделение самостоятельных предприятий из их объединений; создание юридических лиц на базе структурных подразделений действующих предприятий при условии сохранения основного производства и наличия спроса на эту продукцию; развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий или создания конкурентной среды по технологическим переделам; включение продукции монопольных предприятий в рыночные системы ее реализации на конкурентных рынках, в том числе зарубежных; реализацию продукции путем организации торгов, аукционов; широкое информирование покупателей о ценах на товары в других регионах. ______________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к Государственной программе демонопо- лизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) ОБЩИЕ МЕТОДЫ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПОСТАВЩИКОВ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ +-----------------------------------------------------------------+ ¦ Общие методы увеличения ко- ¦ Условия применимости общих ¦ ¦ личества поставщиков на ¦ методов увеличения количества¦ ¦ товарном рынке ¦ поставщиков на товарном рынке¦ +-----------------------------------------------------------------+ 1. Импорт взаимозаменяемых товаров При дефиците или высоком из соседних регионов, ближнего спросе и недостаточной кон- и дальнего зарубежья куренции на внутреннем рын- ке При низких таможенных барьерах на ввоз товаров Наличие нормативно- правового, экономического, информационного обеспечения импорта 2. Выделение самостоятельных хо- Наличие возможности технологи- зяйствующих субъектов из объе- ческого, организационного и динений предприятий, производя- (или) территориального обособ- щих взаимозаменяемую продукцию ления предприятий При возможности разграничения сфер деятельности предприятий в рамках товарной специализации Наличие нормативно-правово- го, экономического, информа- ционного обеспечения доступа к ресурсам, в том числе кредитам, и рынкам сбыта 3. Выделение самостоятельных хозя- При возможности йствующих субъектов из объеди- технологического, нений предприятий, производящих организационного и (или) невзаимозаменяемую продукцию, территориального обособления выделение отдельных участков, предприятий, структурных цехов по инициативе трудового подразделений, структурных коллектива в процессе привати- единиц зации либо путем принуди- тельного разделения хозяйствую- Возможность разграничения щих субъектов сфер деятельности предприятий структурных подразделений, в рамках структурных единиц товарной специализации Если такое выделение спо- собствует развитию конку- ренции Наличие нормативно-правового, экономического, информацион- ного обеспечения доступа к ресурсам, в том числе креди- там, и рынкам сбыта для обо- собляющихся хозяйствующих субъектов 4. Развитие предпринимательства Наличие платежеспособного в целях демонополизации рынков спроса на продукцию в соответствии с приоритетами политики демонополизации эко- При проведении селективной номики и развития конкуренции экономической политики (на- на рынках Российской Федерации логовые льготы, дотации, льготное кредитование на период становления малых предприятий) 5. Создание конкурирующих произ- В случае экономической целе- водств путем нового строи- сообразности нового строитель- тельства ства, наличия производствен- ных ресурсов и инвесторов 6. Диверсификация (перепрофи- Если предприятия не имеют сбыта лирование) и конверсия продукции 7. Снижение правовых, организа- ционных и экономических барь- еров, препятствующих вхождению новых хозяйствующих субъектов на рынок, в том числе мировой ________________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 5 к Государственной программе демоно- полизации экономики и развития кон- куренции на рынках Российской Феде- рации (основные направления и пер- воочередные меры) ОБЩИЕ МЕТОДЫ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПОКУПАТЕЛЕЙ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ +-----------------------------------------------------------------+ ¦ Общие методы увеличения ¦ Условия применимости общих мето- ¦ ¦ числа покупателей на ¦ дов увеличения числа покупателей ¦ ¦ товарном рынке ¦ на товарном рынке ¦ +-----------------------------------------------------------------+ 1. Выделение самостоятельных хо- Возможность технологическо- зяйствующих субъектов - потре- го, организационного и(или) бителей из объединений предпри- территориального обособле- ятий, выделение отдельных учас- ния предприятий, структур- тков, цехов-потребителей рассма- ных подразделений, структур- триваемой продукции по инициа- ных единиц потребителей од- тиве трудового коллектива нотипной продукции, а также в процессе приватизации либо разграничения сфер деятельно- путем принудительного разделения сти предприятий, структур- хозяйствующих субъектов ных подразделений,структур- ных единиц в рамках товар- ной специализации Наличие нормативно-правового, экономического и информацион- ного обеспечения доступа к ресурсам, в том числе кредитам, и рынкам сбыта для обособляющихся хозяйствующих субъектов 2. Выделение самостоятельных не- Возможность организационного зависимых каналов товародви- и (или) территориального обо- жения собления товаропроводящих путей Наличие нормативно-правового, экономического и организа- ционного обеспечения доступа к коммерческой информации, изготовителям и рынкам сбыта продукции (работ, услуг), финансовым ресурсам 3. Реализация продукции путем продажи в гласной публичной форме (аукционы, биржевые, яр- марочные, оптовые и прочие торги) ________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 191 П О Л О Ж Е Н И Е о Межведомственной комиссии по конкурентной политике 1. Межведомственная комиссия по конкурентной политике (далее именуется - Комиссия) является органом, осуществляющим координацию деятельности министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемой Государственной программой. 2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением. 3. Основными задачами Комиссии являются: предварительное рассмотрение представляемых в Правительство Российской Федерации отраслевых программ демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка заключений по ним; участие в подготовке проектов законодательных и других нормативных актов, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации; координация работ, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации; подготовка прогнозных оценок последствий реализации мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации; контроль за выполнением Государственной программы, отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации; информирование Правительства Российской Федерации о реализации Государственной программы; изучение и распространение положительного опыта формирования и развития конкурентной среды рынков Российской Федерации. 4. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами: анализирует ход реализации Государственной программы, отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, обобщает предложения министерств, других федеральных органов исполнительной власти, промышленных, предпринимательских, финансовых и научных кругов по важнейшим вопросам конкурентной политики; вносит в Правительство Российской Федерации предложения по развитию предпринимательства с целью демонополизации рынков Российской Федерации; организует и осуществляет экспертизу проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих вопросы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, а также федеральных структурных, инвестиционных, экспортно-импортных, финансовых проектов и программ; анализирует состояние рынков Российской Федерации с целью подготовки предложений по развитию конкуренции; создает при необходимости временные рабочие группы из числа членов Комиссии и привлеченных специалистов для выполнения возложенных не нее задач; осуществляет сотрудничество с деловыми кругами, предпринимательскими объединениями и союзами Российской Федерации и зарубежных стран; получает в установленном порядке проекты законодательных и других нормативных актов, справочные и информационные материалы. 5. Состав Комиссии и председатель Комиссии утверждаются Правительством Российской Федерации. 6. Председатель Комиссии: руководит деятельностью Комиссии; может привлекать к работе Комиссии специалистов министерств и других федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых, руководителей предприятий и организаций Российской Федерации, их объединений, представителей деловых кругов зарубежных государств, международных неправительственных организаций; отчитывается о деятельности Комиссии перед Правительством Российской Федерации. 7. Члены Комиссии участвуют в ее заседаниях с правом решающего голоса, могут возглавлять образуемые Комиссией рабочие группы, имеют право вносить на рассмотрение Комиссии предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к ее компетенции. 8. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными, если на них присутствуют более 50 процентов членов Комиссии. 9. Заседания Комиссии оформляются протоколом. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов Комиссии, присутствующих на заседании. Члены Комиссии участвуют в ее работе без права замены. Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим на заседании. Протоколы и иная информация о деятельности Комиссии доводятся до сведения членов Комиссии и других заинтересованных лиц. 10. Принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав Комиссии, а также подведомственных им предприятий и организаций. По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, Комиссия вносит соответствующие предложения. _______________