У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" и в целях упорядочения деятельности милиции общественной безопасности (местной милиции) п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации согласно приложению N 1, Перечень подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, согласно приложению N 2. 2. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органам местного самоуправления: создать необходимые условия для эффективного функционирования подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции) в целях обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной обстановки; запретить использование для иных целей ассигнований, передаваемых из Республиканского бюджета Российской Федерации в республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований Российской Федерации на содержание численности участковых инспекторов милиции, подразделений патрульно-постовой службы милиции и госавтоинспекторов по регистрационно-экзаменационной работе Государственной автомобильной инспекции; руководствоваться при определении численности подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции) нормативами, утвержденными Министром внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Законом РСФСР "О милиции"; предусматривать с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с преступностью выделение дополнительных финансовых средств для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции) и укрепления ее материально-технической базы, в том числе за счет привлечения финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений и граждан. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 12 февраля 1993 года N 209 ____________________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 209 П О Л О Ж Е Н И Е о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации 1. Общие положения Милиция общественной безопасности (местная милиция)* является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте. В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. Правовая основа и принципы деятельности милиции общественной безопасности определяются законодательством Российской Федерации. 2. Состав милиции общественной безопасности В состав милиции общественной безопасности входят: дежурные части**; участковые инспектора милиции; изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, адресованных в административном порядке; подразделения: патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды милиции особого назначения (ОМОН); государственной автомобильной инспекции; охраны объектов по договорам; охраны и конвоирования задержанных и арестованных; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; по исполнению административного законодательства; по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; специализированные подразделения дознания; иные подразделения, необходимые для решения задач, возлагаемых на милицию общественной безопасности действующим законодательством Российской Федерации. 3. Основные задачи милиции общественной безопасности В соответствии с законодательством Российской Федерации основными задачами милиции общественной безопасности являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом. 4. Обязанности и права милиции общественной безопасности На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены обязанности, предусмотренные ст. 10 Закона РСФСР "О милиции", за исключением обязанностей, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции. Милиции общественной безопасности предоставлены права, перечисленные в статье 11 Закона РСФСР "О милиции", за исключением прав, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции. Обязанности и права Государственной автомобильной инспекции и вневедомственной охраны определяются соответствующими положениями, утверждаемыми Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Милиция общественной безопасности в целях выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 12-15 Закона РСФСР "О милиции". На сотрудника милиции общественной безопасности в полном объеме распространяются гарантии личной безопасности, предусмотренные статьей 16 Закона РСФСР "О милиции". Социальная и правовая защита сотрудников милиции общественной безопасности, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации определены соответствующими положениями Закона РСФСР "О милиции", а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и могут быть дополнены другими мерами и гарантиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления. 5. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений и служб милиции общественной безопасности Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, в том числе подразделений этой милиции на транспорте, содержащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, осуществляются Министром внутренних дел Российской Федерации в пределах ассигнований, выделенных для этих целей Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Численность милиции общественной безопасности, содержащейся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, устанавливатеся Советом Министров - Правительством Российской Федерации. В соответствии с Законом РСФСР "О милиции", законами Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" создание, реорганизация и ликвидация подразделений и служб милиции общественной безопасности, содержащихся за счет республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Численность милиции общественной безопасности, содержащейся за счет республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливается соответствующими постановлениями правительств республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и не должна быть ниже нормативов, утверженных Министерством внутренних дел Российской Федерации. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов и иных административно-территориальных единиц, образуемых в соответствии с законами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, могут устанавливать дополнительную численность милиции общественной безопасности, содержащейся за счет средств собственных бюджетов. Увеличение численности милиции общественной безопасности оформляется соответствующим постановлением или решением органа государственной власти, а также приказом министерства внутренних дел республики в составе Российской Федерации, управления (главного управления) внутренних дел. Подотчетность милиции общественной безопасности местным органам государственной власти и управления регулируется Законом Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" и Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Организационно-методическое руководство отрядами милиции особого назначения (ОМОНом) возлагается на Министерство внутренних дел Российской Федерации, а непосредственное - на министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Милиция общественной безопасности, кроме милиции общественной безопасности на транспорте, подчиняется также соответствующим Советам народных депутатов, правительствам республик в составе Российской Федерации, органам государственной власти и управления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органам местного самоуправления в пределах их компетенции. 6. Взаимодействие милиции общественной безопасности с другими подразделениями органов внутренних дел и органами государственной власти и управления Милиция общественной безопасности выполняет свои задачи во взаимодействии с криминальной милицией, другими службами органов внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иными правоохранительными органами. Милиция общественной безопасности в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения и пресечения преступлений взаимодействует с органами представительной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, оргнизациями, трудовыми коллективами, общественными объединениями и гражданами, информирует их и средства массовой информации о своей деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. 7. Служба в милиции общественной безопасности В своей служебной деятельности сотрудник милиции общественной безопасности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками милиции общественной безопасности регулируются Законом РСФСР "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. 8. Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции общественной безопасности Финансирование милиции общественной безопасности и органов управления этой милицией осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также за счет других средств бюджетов и средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, объекты которых охраняются милицией по договорам. Не допускается передача численности подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, в другие службы органов внутренних дел. Снабжение подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, вооружением, а также вещевым довольствием по установленным нормам и табелям положенности осуществляется органами материально-технического и военного снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации бесплатно, остальными видами довольствия - за плату за счет выделяемых на эти цели ассигнований. Подразделения милиции общественной безопасности, содержащиеся за счет республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, районных бюджетов районов, городских бюджетов городов, районных бюджетов районов в городах, бюджетов поселков и сельских населенных пунктов, обеспечиваются всеми видами довольствия органами материально-технического и военного снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации за плату. ---------------- * Далее - милиция общественной безопасности. ** Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего городского, районного отдела (управления внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел на транспорте. ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 209 П Е Р Е Ч Е Н Ь подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга +----------------------------------------------------------------+ ¦ Службы и подразделения ¦ Нормативы штатной численности* ¦ ¦ милиции ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------+ Подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащиеся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации Отряд милиции особого Создается в республиканском, назначения (ОМОН) краевом, областном центре или другом крупном городе с наиболее сложной оперативной обстановкой при численности населения свыше 300 тыс. человек, а также на крупных транспортных узлах городов Москвы, Санкт-Петербурга, Ростована-Дону, Самары, Новосибирска, Хабаровска, Екатеринбурга Государственная автомобильная 1 госавтоинспектор на3000 еди- инспекция (ГАИ), ниц автотранспорта, но не осуществляющая надзор за менее 1 единицы в каждом соблюдением установленных городском, районном органе правил в сфере безопасности внутренних дел дорожного движения Дежурная часть Создается: в отделе внутренних дел города с населением 50 тыс. человек и более или сельского района - 8 единиц; в линейном отделе внутренних дел на транспорте - 8-12 единиц; в линейном отделении внутренних дел на транспорте - 8 единиц Изоляторы для временного Штатная численность содержания задержанных и определяется по фактическому заключенных под стражу лиц наполнению ИВС, в среднем за (ИВС) сутки: до 25 человек - 8-11 единиц; 26-50 человек - 13-16 единиц; 51-75 человек - 17-20 единиц; 76-100 человек - 21-25 единиц Конвойная служба милиции Строевое подразделение конвойной службы милиции создается в республиканском, краевом, областном центре или крупном городе. Его численность устанавливается в зависимости от количества населения в городе: свыше 1 млн. человек - 250-300 единиц; свыше 500 тыс. человек - 100-150 единиц; от 200 до 500 тыс. человек - 50-100 единиц; менее 200 тыс. человек - 25-50 единиц. В городах Москве, СанктПетербурге численность определяется в индивидуальном порядке МВД России. Штатная численность конвойного подразделения горрайоргана внутренних дел определяется по фактическому наполнению ИВС, в среднем за сутки: до 25 человек - 6-8 единиц; 26-50 человек - 12-16 единиц; 51-70 человек - 16-20 единиц Служба дознания 1 дознаватель на 165 ассмотренных материалов по делам о преступлениях в год, включая протокольную форму досудебной подготовки материалов, или на 50 уголовных дел Подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащиеся за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области и окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга Патрульно-постовая служба 1 работник ППС на 1-1,5 тыс. Милиция (ППС) милиции (ППС) человек городского населения; 1 работник ППС на 120-150 дворов в сельской местности Участковые инспектора 1 участковый инспектор милиции на 3-3,5 тыс. человек городского населения 1 участковый инспектор милиции в сельской местности на сельский или поселковый Совет народных депутатов Государственная автомобильная 1 госавтоинспектор по инспекция (ГАИ), регистрационно-экзаменационной осуществляющая надзор за работе на 10 тыс. человек, соблюдением установленных сдавших экзамены на право правил в сфере безопасности управления транспрортом, или дорожного движения на 10 тыс. единиц поставленного на учет автотранспорта в год Дорожно-патрульная служба 1 инспектор ДПС на 35 км (ДПС) ГАИ протяженсти дорог общегосударственного и республиканского значения 1 инспектор ДПС на 200 км протяженностью дорог областного и местного значения 1 инспектор ДПС в городах и на 265 транспортных средств, состоящих на учете 1 инспектор по розыску на 25 водителей, скрывшихся с мест дорожнотранспортных происшествий в год 1 инспектор по административной практике на 5 тыс. административных материалов в год Инспектора по делам 1 инспектор на 4-5 тыс. несовершеннесовершеннолетних нолетних Подразделения по исполнению 1 инспектор по адмнистративной административного практике из расчета на законодательства Российской 5 тыс.административных Федерации матерялов в год Специальные приемники для лиц, Штатная численность подвергнутрых устанавливается в зависимости административному аресту от количества мест: на 25-50 - 9-12 едениц; на 51-75 - 11-14 единиц; на 76-100 - 16-19 единиц; на 101-150 - 23-29 единиц; на 151-200 - 29-34 единиц; на 201-250 - 34-41 единиц; на 251-300 - 42-47 единиц Подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащиеся за счет средств получаемых за охрану объектов по договорам Подразделения вневедомственной Отделы, отделения охраны при органах внутренних вневедомственной охраны, дел имеющие в непосредственном подчинении милицейские, военизированные и сторожевые подразделения, организуются при наличии общей численности работников охраны более 50 единиц с учетом возможности развития централизованной охраны с задействованной емкостью свыше 120 номеров на пульт и подразделения милиции с численностью не менее 20 единиц личного состава. ____________ * Утверждены Министерством внутренних дел Российской Федерации. ____________