5. При принятии закона о компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере радиационной безопасности и использования атомной энергии субъект Российской Федерации вправе применить установленное общим федеральным законом правило о вступлении этого закона в силу со дня официального опубликования Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. N 1-Г08-13 (Извлечение) Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 6 декабря 2007 г. принят Закон Архангельской области N 459-22-ОЗ "О компетенции органов государственной власти Архангельской области в сфере радиационной безопасности населения и использования атомной энергии", вступивший в силу согласно ст. 6 Закона со дня его официального опубликования. Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 6 названного Закона в части времени вступления Закона в силу - со дня его официального опубликования, считая, что законы, затрагивающие права и свободы граждан, должны вступать в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Решением Архангельского областного суда от 25 января 2008 г. в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области отказано. В кассационном представлении первый заместитель прокурора Архангельской области просил об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 9 апреля 2008 г. решение суда оставила без изменения по следующим основаниям. В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установлена п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд правильно указал на то, что предусмотренное п. 5 ст. 8 названного выше Федерального закона правило о вступлении законов в силу через десять дней после их официального опубликования применимо к тем законам субъектов Российской Федерации, которые приняты непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных в п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), установление сроков вступления в силу законов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к этой сфере правового регулирования, является прерогативой законодательного органа субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено общим или специальным федеральным законом. Содержащееся в п. 5 ст. 8 упомянутого Федерального закона правило вступления законов в силу не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу издаваемых им законов. Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе субъекта Российской Федерации положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию судов. Как правильно установлено судом, Закон Архангельской области от 6 декабря 2007 г. N 459-22-ОЗ "О компетенции органов государственной власти Архангельской области в сфере радиационной безопасности населения и использования атомной энергии" вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина не регулирует. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности закреплены в п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, а не п. "б" ч. 1 той же статьи. Суд обоснованно указал и на то, что законодатель Архангельской области, осуществляя свое полномочие по установлению общих принципов организации системы органов государственной власти (п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации), в оспариваемом Законе лишь разграничил компетенцию органов государственной власти области, не предусматривая в нем каких-либо прав и обязанностей граждан. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что законодатель Архангельской области при принятии закона о компетенции органов государственной власти области в сфере радиационной безопасности и использования атомной энергии был вправе применить предусмотренное общим федеральным законом правило о его вступлении в силу со дня официального опубликования, следует признать правильным. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Архангельского областного суда оставила без изменения, а кассационное представление первого заместителя прокурора Архангельской области - без удовлетворения. ___________