1. Военнослужащий, предупрежденный о неполном служебном соответствии и не доказавший в течение года своего исправления, может быть снижен в должности Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 30 марта 2005 г. N ВКПИ05-17 (Извлечение) X. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором оспаривал законность подп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. 11 февраля 2004 г. по приказу командования X. (на которого 30 сентября 2002 г. было наложено дисциплинарное взыскание "предупреждение о неполном служебном соответствии") освобожден от занимаемой должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание "майор", и назначен на другую должность со штатным воинским званием "капитан". Основанием для такого назначения в представлении указан подп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы. Обосновывая свои требования, заявитель утверждал, что сроки снятия взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии нормативными документами не определены и в случае назначения военнослужащего на низшую воинскую должность это взыскание в силу подп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы является "пожизненным", и военнослужащий, на которого наложено указанное дисциплинарное взыскание, может быть понижен в должности не только в течение года, но и в последующем в любое время, поскольку в этом Указе не установлены конкретные сроки, по окончании которых данное наказание не приводится в исполнение. По мнению X., данная правовая норма в названной части ограничивает право военнослужащего, сниженного в дисциплинарном порядке в должности, на назначение на вышестоящую должность, ущемляет другие права военнослужащих и противоречит ст.ст. 95 и 102 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная коллегия Верховного Суда РФ 30 марта 2005 г. отказал X. в удовлетворении его требований по следующим основаниям. Порядок и условия прохождения военной службы определяются Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как следует из ст. 102 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии - применяется один раз за время пребывания прапорщика или офицера на занимаемой штатной должности. Если в течение года после наложения этого взыскания прапорщик или офицер не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, то он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас. В подп. "д" п. 17 ст. 11 Положения также установлено, что назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае, если в течение одного года после наложения дисциплинарного взыскания о неполном служебном соответствии прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли. Следовательно, в данной норме Положения закреплены лишь случаи, а не порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую должность. Анализ оспариваемой правовой нормы и ст. 102 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, на которую ссылался заявитель, позволяет сделать вывод о том, что назначение военнослужащего на низшую должность может быть реализовано по истечении года после наложения на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, поскольку указание годичного срока относится исключительно к периоду, в течение которого подлежит оценке исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей, в ходе чего он должен исправить поведение образцовым выполнением воинского долга, а дисциплинарное взыскание должно сыграть свою воспитательную роль. На основании этой оценки командир должен принять решение о снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к снижению в должности. Таким образом, в названных нормативных правовых актах определено, что неблагоприятные последствия применения взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" наступают для виновного по истечении года с момента его наложения. При этом, в сравнении с дисциплинарным взысканием в виде снижения в должности или досрочного увольнения в запас, предупреждение о неполном служебном соответствии является наказанием, предоставляющим возможность военнослужащему своим добросовестным отношением к службе избежать применения к нему упомянутых санкций по истечении года. К тому же право военнослужащего, сниженного в дисциплинарном порядке в должности, на назначение на вышестоящую должность, вопреки утверждению заявителя, не ограничивается. В соответствии с п. 18 ст. 11 Положения после снятия этого взыскания военнослужащий может быть назначен на более высокую воинскую должность. Довод заявителя о том, что отсутствие в Положении конкретных сроков для представления к назначению на низшую должность по истечении года военнослужащего, имеющего взыскание "предупреждение о неполном служебном соответствии", якобы дает возможность командованию решать вопрос о применении этого наказания в любой момент прохождения военной службы, несостоятелен. Сроки наложения и порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий указаны в ст.ст. 88 и 95 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Несоблюдение этих сроков командованием при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, так же как и обоснованность решения о снижении в должности, является поводом для обращения в суд для восстановления нарушенного права и не может быть предметом данного спора. ____________