6. Определение условий и порядка оказания лекарственной помощи льготным категориям граждан, осуществляемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, является правом органов государственной власти субъекта Российской Федерации (И з в л е ч е н и е) Распоряжением мэра Москвы от 12 июля 2000 г. N 747-РМ утвержден и введен в действие с 1 августа 2000 г. Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в г. Москве (далее - Перечень). Во исполнение данного распоряжения приказом Комитета здравоохранения г. Москвы от 13 июля 2000 г. N 301 введена новая редакция Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в г. Москве. Д. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству названных актов, ссылаясь на то, что эти акты нарушают его право на охрану здоровья; они не соответствуют требованиям Федерального закона "О лекарственных средствах", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1999 г. N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами" и других федеральных правовых актов. Решением Московского городского суда от 28 июня 2002 г. признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения в законную силу п. 1 распоряжения мэра Москвы от 12 июля 2000 г. N 747-РМ "Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в г. Москве" и пп. 1-4 приказа Комитета здравоохранения г. Москвы от 13 июля 2000 г. N 301 "О введении новой редакции Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в г. Москве". Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2002 г. решение оставила без изменения. В связи с подачей мэром Москвы надзорной жалобы на судебные постановления и сомнениями в их законности дело было истребовано из Московского городского суда и после его изучения передано определением судьи Верховного Суда РФ от 10 февраля 2003 г. в суд надзорной инстанции для рассмотрения жалобы мэра Москвы по существу. Президиум Верховного Суда РФ 26 марта 2003 г. судебные постановления отменил, дело направил на новое судебное рассмотрение, указав следующее. В обоснование вывода о противоречии обжалуемых актов федеральному законодательству судебные инстанции сослались на то, что список лекарств, которые вошли в федеральный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 425-Р значительно шире, чем в Перечнях, утвержденных соответственно распоряжением мэра Москвы от 12 июля 2000 г. N 747-РМ и приказом Комитета здравоохранения г. Москвы от 13 июля 2000 г. N 301. Однако этот вывод ошибочен. Перечень лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, содержит как лекарственные средства, предназначенные для амбулаторного применения, так и исключительно для стационарного применения. Он утвержден в целях установления порядка ценообразования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" и не определяет правила и порядок льготного обеспечения граждан лекарственными средствами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1999 г. N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами" Министерству здравоохранения Российской Федерации поручено разработать и утвердить по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в качестве составной части перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Однако такой документ Минздравом России не утвержден до настоящего времени, что признается и в решении Московского городского суда. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств невозможно рассматривать в качестве базового минимального ассортимента лекарственных средств для составления региональных перечней лекарственных средств, которые лечащий врач может выписывать единолично амбулаторным больным, имеющим право на получение лекарств бесплатно или со скидкой. В приказе Минздрава России от 26 марта 2001 г. N 88 определено, что список льготного отпуска лекарственных средств - документ, утверждаемый местным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержащий гарантированный ассортимент лекарственных средств льготного отпуска для амбулаторного лечения, что соответствует п. 17 приложения 4 (Порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях) к приказу Минздрава России от 23 августа 1999 г. N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)". Довод судебных инстанций о том, что оспариваемые нормативные акты не соответствуют нормам федерального законодательства, нельзя признать обоснованным. В Федеральных законах, на которые есть ссылка в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, указано, что финансирование, связанное с их реализацией, осуществляется за счет средств только федерального бюджета. Такие положения не требуют утверждения субъектами Российской Федерации, а подлежат выполнению с учетом рекомендаций (поручений), адресованных субъектам Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан источниками финансирования охраны здоровья граждан являются средства бюджетов всех уровней. В ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации финансируется обеспечение социальной защиты населения; порядок согласования, распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени нормативные документы Правительства Российской Федерации по данному вопросу не приняты. Вместе с тем Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1096, установлено, что льготное лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней. В настоящее время отсутствуют межведомственный акт по рациональному использованию ассигнований из бюджетов всех уровней, федеральное финансирование по выполнению указанного порядка. В связи с этим Правительством Москвы во исполнение утвержденной городской программы развития здравоохранения Москвы взяты на себя обязательства по финансированию расходов, связанных с обеспечением льготных категорий населения лекарственными средствами в полном объеме за счет средств городского бюджета. Разработка и реализация региональных программ по развитию здравоохранения относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Судебными инстанциями не учтено, что, издавая оспариваемые акты, органы исполнительной власти г. Москвы руководствовались нормами действующего законодательства о порядке лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, а также положениями статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип самостоятельности бюджетов различных уровней и право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять порядок расходования средств своего бюджета. Не приняты во внимание и доводы о том, что Москва как город федерального значения осуществляет финансирование льготного лекарственного обеспечения за счет средств своего бюджета, а поэтому имеет право предусматривать свои условия и порядок оказания лекарственной помощи льготным категориям граждан. Не учтено также, что наличие оспариваемого Перечня позволяет определять потребность лекарственных средств, планировать необходимое финансирование на эти цели в городском бюджете, производить отбор фармацевтических фирм - поставщиков медикаментов, устанавливать порядок ценообразования путем снижения торговых надбавок на медикаменты, входящие в региональный Перечень. Президиум Верховного Суда РФ отменил решение Московского городского суда, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. ____________