ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О состоянии миграционной политики в Российской Федерации и путях ее совершенствования Заслушав информацию Федеральной миграционной службы по вопросу о состоянии миграционной политики в Российской Федерации и совершенствовании ее правового регулирования, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. Современные тенденции социально-экономического и демографического развития страны предопределяют необходимость проведения взвешенной государственной политики в сфере миграции, адекватной интересам общества и государства. В последнее время в сфере миграционной политики достигнуты определенные положительные результаты: систематически увеличивается число вставших на миграционный учет иностранных граждан; возрастает количество легально трудоустроенных иностранных граждан; созданы законодательные предпосылки для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов в целях модернизации российской экономики. Имеются позитивные сдвиги и в части реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. С 2007 года - начала реализации Государственной программы - на территорию Российской Федерации прибыло 62 590 ее участников и членов их семей. Только в 2011 году прибыло 31,5 тыс. человек. Растет число участников Государственной программы в субъектах Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке: от 1 процента в 2009 году до 9,5 процента в 2011 году. Учитывая большую социально-экономическую, гуманитарную и внешнеполитическую значимость Государственной программы, а также то обстоятельство, что срок ее действия завершается в 2012 году, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает необходимым принять срочные меры по продлению действия Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, до принятия новой государственной программы. Принятие Федерального закона от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволило существенно повысить степень легальной трудовой занятости иностранных граждан, работающих у физических лиц: с 1 июля 2010 года по настоящее время выдано свыше 1 млн. патентов, преимущественно гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств. За 2011 год разрешения на работу получили 27 370 квалифицированных зарубежных специалистов. Однако следует отметить, что в сфере миграционной политики имеются серьезные проблемы. Одной из таких проблем является нарушение законодательства Российской Федерации иностранными гражданами. Наиболее распространенными стали следующие: нарушение срока пребывания, несоответствие цели въезда и незаконное осуществление трудовой деятельности. В частности, число иностранных граждан, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, составляет, по оценке Федеральной миграционной службы, 3-5 млн. человек. Как правило, это неквалифицированные работники. В то же время российская экономика нуждается в квалифицированных иностранных специалистах. Особое внимание при решении кадровых проблем в экономике страны необходимо уделить предупреждению эмиграции российских граждан, особенно из числа образованной и перспективной молодежи, а также созданию условий для возвращения уехавших за рубеж российских специалистов. Успешное решение этих проблем зависит в том числе и от обеспечения достойной заработной платой, социальным пакетом, комфортными условиями проживания и многих других составляющих. Пути их решения нашли отражение в проекте Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, разработанной федеральными органами исполнительной власти. Важнейшими условиями обеспечения адаптации мигрантов и интеграции их в российское общество, исключения возможных межэтнических противоречий являются знание русского языка, истории и культуры России, а также законопослушное поведение. Это вызывает необходимость развития механизмов привлечения мигрантов с востребованными в Российской Федерации профессиональными, образовательными и социокультурными качествами (организованного набора). Заслуживает внимания и поддержки опыт пилотных проектов в Республике Таджикистан и Киргизской Республике, реализуемых Федеральной миграционной службой совместно с фондом "Русский мир", по предвыездной подготовке иностранных граждан для трудоустройства на территории Российской Федерации. Однако знание русского языка на элементарном уровне способствует лишь первичной адаптации временных трудящихся-мигрантов. Иностранные граждане, стремящиеся к постоянному проживанию в Российской Федерации, нуждаются в серьезной подготовке к интеграции в принимающее общество. Притоку квалифицированных и адаптированных в стране иностранных граждан могла бы способствовать образовательная миграция, упрощение процедуры получения вида на жительство и гражданства Российской Федерации иностранными гражданами - выпускниками российских вузов. Особого внимания заслуживает внутренняя миграция, в которой заложен значительный потенциал развития российской экономики, выравнивания возможностей различных регионов страны. Федеральная миграционная служба с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти осуществляет мониторинг состояния внутренней миграции иностранных и российских граждан по субъектам Российской Федерации. В 2011 году наиболее высокий показатель выбывшего населения зафиксирован в Северо-Кавказском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Однако благодаря естественному приросту населения в Северо-Кавказском федеральном округе сохраняется положительная динамика прироста населения, а Дальневосточный и Сибирский федеральные округа стабильно теряют население как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. Практика показывает, что обеспечение сбалансированного демографического развития невозможно в отрыве от устойчивого социально-экономического развития регионов. Принимая во внимание актуальность вопросов миграционной политики, входящих в число наиболее значимых для обеспечения безопасности граждан и соблюдения прав человека, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого развития и экономической модернизации Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: а) ускорить доработку и принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, предусмотрев: оптимизацию потоков внешней и внутренней миграции для интенсификации последней и изменение векторов передвижения населения в Российской Федерации; совершенствование механизма оценки потребности в привлечении иностранных работников; меры по социальному и медицинскому обеспечению иностранных работников; активизацию использования уже имеющегося механизма организованного привлечения иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию; меры по предоставлению иностранным студентам более широких возможностей для трудоустройства по специальности во время учебы и получения вида на жительство и российского гражданства после ее окончания; обязательное изучение русского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства, намеревающимися осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, а лицами, претендующими на получение статуса проживающего в Российской Федерации и (или) желающими получить российское гражданство, - также основ истории России, культуры и государственно-правового устройства Российской Федерации; б) разработать проекты нормативных правовых актов, направленных на: увеличение срока ограничения права на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее подвергнутых административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству и иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, а также на увеличение срока ограничения права на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших в течение одного года два и более административных правонарушения на территории Российской Федерации; получение иностранными гражданами разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации (разрешение на работу, патент) при условии прохождения медицинского освидетельствования, подтверждающего отсутствие заболевания наркоманией и инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, предусмотренными перечнем, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у них заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для выполнения работ (оказания услуг), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на основании патентов; усиление ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации; усиление уголовной ответственности за развязывание межнациональных конфликтов, а также за организацию незаконной миграции; в) уделять особое внимание выработке общей миграционной политики в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации; г) рассмотреть вопрос о наделении соответствующего федерального органа исполнительной власти полномочием по выявлению в ходе проверок объектов, на которых осуществляют трудовую деятельность иностранные граждане, фактов их проживания с нарушением санитарных норм. 2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона N 462911-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", принятого в первом чтении. 3. Рекомендовать субъектам Российской Федерации: а) осуществлять постоянный мониторинг состояния рынка труда и реальных потребностей в рабочей силе; б) вырабатывать критерии социально допустимого соотношения национальных трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы с целью недопущения напряженности на региональном рынке рабочей силы и межэтнических конфликтов; в) активизировать работу по созданию и введению в эксплуатацию специальных учреждений для содержания по решению суда иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. 4. Рекомендовать Федеральной миграционной службе: а) совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации усилить работу, направленную на адаптацию мигрантов и их интеграцию в российское общество, взаимодействие с диаспорами, национальными объединениями и землячествами иностранных граждан; б) оказывать содействие в изучении иностранными гражданами, находящимися в Российской Федерации, русского языка, основ законодательства Российской Федерации, российских культурных традиций, норм и правил поведения в обществе; в) распространять опыт организации и проведения обучения потенциальных трудовых мигрантов русскому языку в рамках предвыездной подготовки в странах их проживания; г) продолжить разработку проектов двусторонних соглашений, направленных на реализацию механизма организованного набора иностранной рабочей силы; д) оптимизировать взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств в сфере борьбы с незаконной миграцией, а также в предвыездной подготовке иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию; е) усилить координацию антикоррупционной деятельности с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Федеральной налоговой службой, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; ж) упростить процедуру регистрационного учета граждан Российской Федерации в целях снятия административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства; з) организовывать мониторинг потоков трудовой миграции на пространстве Содружества Независимых Государств в целях выработки адекватных и оперативных управленческих решений в области регулирования трудовой миграции; и) совершенствовать систему государственного контроля (надзора) за осуществлением трудовой деятельности, пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации; к) повысить уровень гласности и прозрачности в деятельности Федеральной миграционной службы, обеспечив более активное ее взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации, в том числе в целях информирования общественности о характере и методах антикоррупционной деятельности. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.МАТВИЕНКО Москва 28 марта 2012 года N 62-СФ