ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 7 мая 2008 г. N 364 г. Москва О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 728 Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 728 "О федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4107; 2004, N 44, ст. 4362; 2005, N 42, ст. 4288; 2006, N 4, ст. 406; N 36, ст. 3829; 2007, N 21, ст. 2508). Председатель Правительства Российской Федерации В.Зубков __________________________ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 364 И З М Е Н Е Н И Я, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 728 1. Абзац второй пункта 3 признать утратившим силу. 2. В федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", утвержденной указанным постановлением: а) в паспорте Программы: в позиции, касающейся цели и задач Программы, цифры "65-85" заменить цифрами "95-100"; в позиции, касающейся важнейших целевых индикаторов и показателей Программы, цифры "53500" заменить цифрами "73200"; в позиции, касающейся ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей социально-экономической эффективности, цифры "500000" заменить цифрами "580000"; б) в разделе II: в абзаце первом: предложение первое дополнить словами ", а к 2025 году - не менее 10 процентов"; в предложении третьем слово "5-процентного" заменить словом "10-процентного"; абзацы одиннадцатый и двенадцатый исключить; в абзаце тринадцатом слова "2-м направлением" заменить словами "одним из направлений"; абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции: "Решение задачи реализации потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники подразумевает государственную поддержку и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию авиационной техники нового поколения. При этом в отличие от первого этапа реализации Программы такая поддержка будет преимущественно сконцентрирована на двух приоритетных самолетостроительных проектах. Критериями выбора таких проектов в период 2006-2008 годов являются востребованность на внутреннем и мировом рынках, высокая по сравнению с другими проектами степень готовности, современная организационно-технологическая схема создания (то есть наличие частных инвестиций, а также международной и внутренней кооперации на условиях разделения рисков). В качестве такого проекта целесообразно определить проект нового регионального самолета RRJ (SSJ-100), а с 2008 года - проект создания нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов."; в абзаце семнадцатом слова "ближне-средних магистральных самолетов" заменить словами "ближне-среднемагистральных самолетов"; абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции: "В классе узкофюзеляжных магистральных самолетов российская авиационная промышленность будет поставлять различные модификации самолета Ту-204 (Ту-204СМ). Начало поставок нового ближне-среднемагистрального самолета будет реализовано уже после 2015 года."; абзац двадцать пятый после слов "и Ту-204" дополнить словами "(в первую очередь Ту-204СМ)"; абзацы двадцать шестой и двадцать седьмой изложить в следующей редакции: "Основные перспективы продвижения на внутренний рынок гражданской авиационной техники в период действия Программы связаны с развертыванием продаж региональных самолетов, из которых основным является проект RRJ (SSJ-100), а также продаж среднемагистральных самолетов Ту-204СМ. Объем поставок на внутренний рынок двух модификаций самолетов RRJ (SSJ-100) в рамках Программы оценен в 100-150 самолетов. Наряду с самолетами RRJ (SSJ-100) на внутренний рынок будут поставляться региональные самолеты Ан-148 и Ту-334. Поставки на внешний рынок находящейся в серийном производстве продукции будут осуществляться в ограниченный круг государств. Сколько-нибудь значительные поставки возможны только при осуществлении глубокой модернизации самолета Ту-204, однако и в этом случае требуется государственное содействие в его продвижении на внешний рынок."; в абзаце двадцать восьмом слова "самолетов RRJ" заменить словами "самолетов RRJ (SSJ-100)"; в абзаце тридцать втором цифры "8400" заменить цифрами "4800"; в абзаце тридцать пятом цифры "53500" заменить цифрами "73200"; в абзаце тридцать восьмом слова "продаж лицензий" заменить словами "коммерческих сделок по экспорту технологий и услуг технического характера"; в) разделы III и IV изложить в следующей редакции: "III. Перечень мероприятий Программы Достижение цели и решение задач Программы до 2015 года осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий. Мероприятия Программы распределяются по следующим группам: текущие проекты; поддержка международного кооперационного сотрудничества; перспективная авиационная техника; обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий; управление Программой. Группа мероприятий "текущие проекты" направлена на модернизацию серийно выпускаемой авиационной техники, в том числе на повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик самолетов, доведение характеристик самолетов до соответствия международным требованиям, а также на поддержку проектов создания авиационной техники, находящихся на завершающей стадии разработки, и состоит из двух подгрупп: мероприятия по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники; мероприятия по поддержке проектов на новой организационной основе. Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники включает следующие мероприятия: доработка и сертификация специализированной авиационной техники; поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники; доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А. В рамках мероприятий по доработке и сертификации специализированной авиационной техники предусматривается выполнение мероприятий по повышению надежности и улучшению эксплуатационных характеристик самолетов, доведению характеристик самолетов до соответствия международным требованиям, завершение находящихся на заключительной стадии работ по созданию отдельных модификаций авиационной техники и поддержка на долевой основе выбираемых в ходе конкурсной процедуры проектов, обеспечивающих занятие специализированных ниш рынка авиационной техники. Выделяемые средства идут на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, работ по сертификации образцов авиационной техники, профильных услуг и производства, а также на организационно-техническое обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами. В рамках указанной подгруппы мероприятий осуществляется финансирование следующих проектов: усовершенствование конструкции, систем и агрегатов с целью модернизации действующего парка самолетов Ил-96-300 и Ту-204-300, в том числе специального назначения; создание и сертификация специализированных модификаций самолета Бе-200; создание самолета Ил-96-400 Т/М; доработка самолета Ту-204-300, глубокая модернизация самолета Ту-204 (Ту-204СМ); развитие семейства самолетов Ан-124; доработка вертолета Ми-38; разработка вертолета Ка-62. Реализация проекта развития семейства самолетов Ан-124 осуществляется при условии решения организационно-правовых вопросов взаимодействия с авиастроительными организациями Украины. Индикаторами указанных мероприятий являются количество полученных сертификатов и объем продаж создаваемых модификаций в натуральном и денежном выражении. В рамках мероприятий по поддержке системы послепродажного обслуживания авиационной техники предусматривается поддержка проектов, ориентированных на создание и развитие системы технического обслуживания и ремонта как новых российских самолетов и вертолетов, так и находящихся в эксплуатации. Участие государства должно быть направлено на привлечение частного бизнеса в систему технического обслуживания и ремонта и на минимизацию экономических рисков, связанных с ограниченной инвестиционной привлекательностью этой сферы. Индикатором указанных мероприятий является объем оказанных услуг системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники. Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе нацелена на создание нового российского регионального самолета RRJ (SSJ-100). Государством осуществляется целевая финансовая и организационная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектированию самолета и его компонентов, работ по сертификации, а также организационно-техническое обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами. Индикаторами указанных мероприятий являются объемы продаж авиационной техники в натуральном и денежном выражении. Мероприятия в рамках группы "поддержка международного кооперационного сотрудничества" осуществляются по следующим направлениям: участие государства и частного бизнеса в подготовке к реализации кооперационных проектов по обеспечению серийного производства выпускаемой авиационной техники на основе разделения рисков; адаптация проектного и производственного потенциала отрасли к новой системе нормативно-технических требований; создание системы управления качеством, отвечающей требованиям мировых стандартов; освоение и сертификация новых технологических процессов; организационно-методическое обеспечение участия отрасли в реализуемых международных кооперационных проектах. В ходе реализации указанных направлений планируются работы по организации производства элементов конструкции серийно выпускаемых самолетов. Постепенно будет освоено производство более сложных изделий авиационно-технического профиля. В целом в рамках реализации мероприятий указанной группы планируется освоение производства широкой номенклатуры комплектующих и проведение работ по переоборудованию гражданской авиационной техники зарубежного производства. Индикатором указанных мероприятий является ежегодный объем продаж в рамках кооперационных проектов. Основными проектами в области международного сотрудничества в ближайшие годы будут следующие проекты: производство компонентов самолетов А-320; переоборудование самолетов А-320 в грузовой вариант; участие в проекте А-350; совместное с Республикой Узбекистан производство самолетов Ил-114. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника" направлена на создание конкурентоспособного на мировом рынке семейства гражданских самолетов, которые должны быть введены в эксплуатацию после 2015 года. Интегральные показатели эффективности этих самолетов на 15-20 процентов будут превосходить показатели, достигнутые гражданской авиационной техникой в 2008 году. Концепция проекта по созданию такого семейства, предусматривающая выбор сегмента рынка, на котором может быть обеспечено их эффективное продвижение, будет сформирована в 2008 году. Реализация указанного проекта потребует создания и использования нового поколения материалов, прежде всего композиционных, бортового радиоэлектронного оборудования, двигателей нового поколения на основе унифицированного газогенератора, самолетных систем, новой организации проектирования и изготовления авиационной техники. В рамках этих мероприятий предусматриваются целевая поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектированию самолета и его компонентов, а также организационно-техническое обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами. Индикатором указанных мероприятий является соответствие технико-экономических показателей проекта создания семейства гражданских самолетов требованиям обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий" состоит из двух подгрупп: мероприятия по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций; мероприятия по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства. Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций ориентирована на сохранение и развитие потенциала отрасли по проведению прикладных исследований, связанных с разработкой новой авиационной техники. Финансирование мероприятий этой подгруппы осуществляется путем государственных капитальных вложений в технологические комплексы (технологически связанную совокупность оборудования и (или) объектов инфраструктуры) российских научно-исследовательских организаций, позволяющие осуществлять профильную деятельность на высоком научно-техническом уровне. Общим индикатором указанной подгруппы мероприятий является количество технологических комплексов, оснащенных оборудованием и объектами инфраструктуры и соответствующих лучшим мировым аналогам. Подгруппа мероприятий по формированию научно-технического задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства, включает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с приоритетами развития науки и техники в сфере авиации по следующим направлениям: аэродинамика летательных аппаратов; системы управления (неоднородное резервирование, цифровые системы управления, нейросетевые технологии); прочность летательных аппаратов (новые подходы к формированию весовых и эксплуатационных характеристик); авиационные материалы (широкое внедрение в силовую конструкцию композиционных материалов, новых сплавов и неметаллических материалов); авиационные технологии (разработка технологий изготовления из полимерно-композиционных материалов новых конструкций); авиационные двигатели (новая идеология формирования авиационных двигателей с рекордными характеристиками); авионика (перспективные интегрированные комплексы авионики) и другое бортовое оборудование, а также комплексные универсальные тренажеры нового поколения по основным типам воздушных судов; технологии летных испытаний; воздействие авиационной техники на окружающую среду; авиационные агрегаты и системы; экономическая эффективность авиационной техники. В связи с повышением международных требований к обеспечению безопасности полетов и снижению негативного воздействия авиационной техники на окружающую среду предполагается развитие исследований по снижению шума и эмиссии двигателей, снижению влияния звукового удара на человека и окружающую среду, повышению точности навигации и управления воздушными судами, а также по учету человеческого фактора в системах управления. Предполагается также развитие технологий летных испытаний, разработка перспективных норм и требований к авиационной технике, а также гармонизация российских и международных стандартов, нормативной и технической документации и тренажерных технологий. Одним из ключевых направлений научных исследований является сопровождение разработки и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности. Основной объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подгруппы мероприятий по формированию научно-технического задела будет направлен на разработку новых конструкторских и технологических решений в интересах создания перспективных образцов авиационной техники. Для создания перспективной авиационной техники предусматривается разработка новых технологий в следующих областях: самолетостроение и вертолетостроение (снижение аэродинамического сопротивления на крейсерских режимах полета на 10-20 процентов, снижение веса силовой конструкции до 20 процентов, увеличение ресурса самолетов нового поколения в 2-3 раза и повышение безопасности полета путем создания высокоавтоматизированных систем управления); авиационное материаловедение (повышение прочности материалов на 10-15 процентов, модуля упругости - до 20 процентов, температурной работоспособности жаропрочных материалов - на 50-100 градусов по Цельсию, а также снижение коэффициента вариации свойств неметаллических материалов в 2 - 2,5 раза); авиационное двигателестроение (улучшение топливной экономичности и весовых характеристик двигателей на 10-15 процентов, повышение надежности и ресурса двигателей в 1,5 - 2 раза, уменьшение эмиссии двигателей в 3 раза); бортовое оборудование (повышение надежности оборудования в 3-5 раз, точности и надежности управления воздушными судами, автоматизации и качества управления оборудованием для повышения безопасности полетов, их интенсивности и качества обслуживания пассажиров); авиационные агрегаты и системы (повышение технического уровня всех базовых систем летательных аппаратов и их комплектующих изделий, снижение веса комплектующих изделий на 10-15 процентов и повышение надежности и ресурса). Приоритеты и соответствующая тематика работ определяются в рамках системы управления Программы. Заказы размещаются на конкурсной основе. В рамках указанной подгруппы мероприятий осуществляется финансирование следующих направлений: аэродинамика и прочность; авиационные материалы и технологии, включая технологии агрегатов и систем; авиационные двигатели; бортовое оборудование и агрегаты; научно-исследовательские работы в целях формирования и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности; разработка концепции программы создания перспективной авиационной техники. Индикаторами указанной группы мероприятий являются объем коммерческих сделок по экспорту технологий и услуг технического характера, а также количество российских и зарубежных патентов. Группа мероприятий "управление Программой" включает следующие мероприятия: экспертиза проектов; мониторинг исполнителей мероприятий Программы; определение перспективных направлений развития Программы. Ресурсы, выделяемые на реализацию мероприятий указанной группы, составляют до 2 процентов общего объема бюджетного финансирования Программы. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств внебюджетных источников. Объемы финансирования мероприятий Программы на 2006-2015 годы приведены в приложении N 2. Более подробно объемы финансирования и результаты реализации мероприятий Программы в 2006-2008 годах приведены в приложении N 3. Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ведется по статьям "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", "Государственные капитальные вложения" и "Прочие расходы". Реконструкция и техническое перевооружение объектов государственных научных центров, организаций и создаваемых в авиационной промышленности корпораций в соответствии с разрабатываемой проектно-сметной документацией выполняются за счет государственных капитальных вложений. Объемы финансирования государственных капитальных вложений, предусмотренных Программой, в рамках подгруппы мероприятий по созданию материально-технической базы научно-исследовательских организаций приведены в приложении N 4. Основные затраты по статье "Прочие расходы" будут направлены на выполнение следующих работ по повышению технико-экономических показателей самолетов в эксплуатации и организационно-техническому обеспечению Программы: маркетинговые исследования; рекламная деятельность и страхование рисков на этапе продвижения продукции на рынок; создание систем управления качеством продукции; внедрение систем управления производством на базе информационных технологий и проведение экспертиз проектов. Объемы финансирования мероприятий Программы, осуществляемые по статье "Прочие расходы", приведены в приложении N 5. Объемы финансирования мероприятий Программы на I этапе (2002-2005 годы) приведены в приложении N 6. Основные направления затрат и результаты реализации мероприятий в 2009-2015 годах будут уточнены в приложении N 3 к настоящей Программе по итогам ее реализации в 2008 году. Объемы и структура ежегодных затрат определятся с учетом анализа выполненных работ и приоритетов Программы. Так, в частности, в рамках реализации группы мероприятий "перспективная авиационная техника" в 2008-2009 годах будут намечены перспективы глубокой модернизации самолета Ту-204 и направления развития семейства самолетов RRJ (SSJ-100), а также разработаны концепции создания модификаций самолета RRJ (SSJ-100) и широкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолета. На основании анализа результатов реализации группы мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества" будут уточнены приоритеты создания и развития научных и технологических центров, ориентированных на расширение кооперационных программ. Концепция создания перспективной авиационной техники, которая будет сформирована в 2008 году, позволит разработать подробный план создания и продвижения на рынок авиационной техники нового поколения, уточнить потребности в финансировании проекта. Результаты осуществления группы мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий" в 2008 году помогут определить приоритеты научно-исследовательских работ и модернизации экспериментальной базы авиационной промышленности. Объем и динамика расходов бюджета на реализацию Программы по отдельным направлениям в соответствии со структурой бюджетной классификации определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий. Среднегодовой рост объемов бюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет около 9 процентов за период действия Программы. Превышение в 2006-2008 годах темпов роста затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над среднегодовым уровнем вызвано необходимостью концентрации ресурсов для реализации отдельных приоритетных мероприятий, прежде всего проекта создания нового регионального самолета RRJ (SSJ-100), а также проекта создания семейства ближне-среднемагистральных самолетов. Проект RRJ (SSJ-100), который до 2005 года финансировался исключительно за счет внебюджетных средств (921 млн. рублей), с 2005 года реализуется на основе смешанного (бюджетного и внебюджетного) финансирования в соответствии с государственным контрактом на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию самолета семейства RRJ (SSJ-100). Максимальное привлечение бюджетного финансирования в 2007 году обусловлено выходом проекта на наиболее ресурсоемкие этапы завершения опытного производства и начала летных и сертификационных испытаний. До завершения бюджетного финансирования проекта RRJ (SSJ-100) в 2009 году доля внебюджетных средств, направленных на реализацию проекта, существенно превысит долю бюджетного финансирования. Предлагаемая структура финансирования проекта позволяет свести к минимуму риски неэффективного использования бюджетных средств в результате его научной или технической неготовности. Интенсивный рост затрат по статье "Прочие расходы" в 2006-2009 годах продиктован необходимостью своевременного позиционирования отрасли на значимых направлениях деятельности (реализация мероприятий по поддержке системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники и группы мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества"). На 2006-2010 годы объемы государственных капитальных вложений определены на основании проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке в соответствии с заключениями государственной экспертизы, а на 2011-2015 годы - на основании обоснований инвестиций, разработанных предприятиями и организациями, и подлежат уточнению по годам в соответствии с разрабатываемой проектно-сметной документацией. Рост объемов государственных капитальных вложений в 2009 году по сравнению с предыдущим 2008 годом на 359 млн. рублей вызван завершением на большинстве объектов строительных работ и необходимостью приобретения и монтажа в 2009-2010 годах дорогостоящего и высокотехнологического оборудования. Рост объемов государственных капитальных вложений связан с развитием научно-исследовательской и экспериментальной базы федерального государственного унитарного предприятия "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова", федерального государственного унитарного предприятия "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского" и федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов". В целом в рамках Программы в 2010 году обеспечивается ввод всех мощностей, предусмотренных ранее утвержденной проектно-сметной документацией. Рост объемов в 2010 году вызван необходимостью включения в план вновь начинаемых строек финансовых средств в объеме 935 млн. рублей с целью обеспечения выполнения научно-исследовательских работ в рамках мероприятий Программы. Финансирование мероприятий осуществляют государственные заказчики Программы - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральное агентство по промышленности. Работы, реализация и финансирование которых возложены на Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, определяются характером решаемых этим Министерством задач и включены в мероприятие по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства. В 2006 году расходы на реализацию Программы составили 17979,8 млн. рублей, из них 8447,8 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. В 2007 году расходы на реализацию Программы составили 18829 млн. рублей, из них 11411 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Привлечение внебюджетного финансирования для выполнения Программы осуществляется в рамках отдельных проектов. Общим принципом привлечения внебюджетных средств является снижение доли государственного участия в мероприятиях при снижении внешних рисков. В соответствии с этим принципом предполагается участие государства и частного бизнеса в продвижении на рынок серийной авиационной техники в условиях минимизации основных конструкторских и производственных рисков. Ожидается, что в совместном финансировании проектов наряду с уже участвующими в финансировании российских лизинговых компаний инвестиционными институтами примут участие и аналогичные новые структуры. В проектах по доработке и сертификации специализированной авиационной техники доля финансового участия государства может составлять от 15 до 100 процентов. Внебюджетное финансирование таких проектов осуществляют компании - производители авиационной техники, в том числе производители компонентов. Привлечение внебюджетных средств в создание новых образцов авиационной техники на базе современных технологий будет происходить в рамках партнерства на условиях разделения рисков. В соответствии с мировой практикой объем внебюджетных средств может составлять от 15 до 60 процентов с увеличением доли внебюджетного финансирования по мере снятия технологических рисков проектов. Такая динамика изменения долевого участия государства и бизнеса в новых проектах учтена в рамках мероприятий по созданию новой авиационной техники. Участниками партнерства на условиях разделения рисков являются прежде всего иностранные и российские производители компонентов авиационной техники, в том числе двигателей и авионики. Финансирование рискованных технологических разработок и развитие научно-исследовательской инфраструктуры входит преимущественно в сферу ответственности государства, что и отражено в планах финансирования соответствующих программных мероприятий. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из средств федерального бюджета в последние годы действия Программы (2014-2015 годы) обусловлено тем, что реализация проектов и программ авиационной промышленности носит непрерывный характер и требует соответствующего по объему финансирования работ, в том числе и из бюджетных источников. Динамика долевого участия государства в финансировании мероприятий характеризуется ростом доли бюджетных средств на начальной стадии II этапа реализации Программы с последующим снижением доли государства примерно до 54 процентов. Сохранение достаточно высокого уровня участия государства в финансировании Программы и рост расходов бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы определяются необходимостью формирования научно-технического задела для создания конкурентоспособных образцов авиационной техники после 2015 года."; г) приложения N 1-3 к указанной Программе изложить в следующей редакции: "ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (млрд. рублей, в ценах 2006 года) ------------------------------------------------------------------------------------------------------ |2005 |2006 |2007 |2008 |2009 |2010 |2011 |2012 | 2013 | 2014 |2015 |год |год |год |год |год |год |год |год | год | год |год ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1. Объем продаж финальной 13,7 15 16 28,8 44,6 59,1 66,7 68,5 68,7 73,2 73,2 продукции 2. Объем продаж в рамках 0,7 1,5 2,4 4,5 4,8 4,9 5 5,1 5,5 6 7,2 кооперационных проектов 3. Объем оказанных услуг системы 0,2 0,3 0,75 1,8 3 4,5 6 7,5 9 10,5 12 послепродажного обслуживания новой авиационной техники 4. Объем коммерческих сделок по 0,1 0,15 0,35 0,55 0,75 1,1 1,5 1,9 2,3 2,65 3 экспорту технологий и услуг технического характера 5. Объем продаж основных типов авиационной техники в натуральном выражении (единиц): Ил-96 (все модификации) 1 1-3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Ту-204 (все модификации) 6 10-12 6-8 14 16 16 19 23 32-36 32-36 32-36 RRJ (SSJ-100) - - - 6 30 60 70 70 55-65 55-65 55-65 Бе-200 (все модификации) - 2-4 2-4 2-4 4-6 5-7 5-7 5-7 5-7 5-7 5-7 Ан-124 - - - - 1-2 - - - - - - 6. Количество патентов, 15 20 25 30 35 35 35 40 45 45 50 получаемых ежегодно отраслевыми научными центрами и научно-исследовательскими институтами (единиц) Индикаторы по основным программным мероприятиям (млн. рублей, в ценах 2006 года) ------------------------------------------------------------------------------------- | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |2011-2015 | год | год | год | год | год | годы ------------------------------------------------------------------------------------- I. Группа мероприятий "текущие проекты" Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники 1. Доработка и сертификация специализированной авиационной техники Количество сертифицированных воздушных 2 2 5 2 2 5 судов (единиц) Объем продаж авиационной техники 13800 10600 17000 24800 21000 148800 (самолетов) Объем продаж самолетов (единиц) 15 11 19 25 24 178 Повышение уровня надежности и эксплуатационных характеристик самолетов Ил-96-300 и Ту-204-300: повышение регулярности вылета 0,95 0,97 0,98 0,98 0,98 0,98 снижение количества отказов и 168 150 145 140 135 110 неисправностей покупного комплектующего оборудования самолета Ил-96-300 на 1000 часов полета 2. Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники Объем продаж услуг 300 750 1800 3000 4500 45000 Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе 3. Создание нового российского регионального самолета RRJ (SSJ-100) Объем продаж авиационной техники - - 3750 18750 37500 187500 (млн. рублей) Объем продаж авиационной техники - - 6 30 60 300 (единиц) II. Группа мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества" Ежегодный объем продаж в рамках 1500 2400 4500 4800 4900 28800 кооперационных проектов III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника" Соответствие технико-экономических + + + показателей проекта требованиям обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий" Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций Количество технологических комплексов, 5 5 5 5 7 7 оснащенных оборудованием и объектами инфраструктуры и соответствующих лучшим мировым аналогам (единиц) Подгруппа мероприятий по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства Объем коммерческих сделок по экспорту 150 350 550 750 1100 11350 технологий и услуг технического характера Количество российских патентов (единиц) 15 20 25 25 25 145 Количество зарубежных патентов (единиц) 5 5 5 10 10 70 ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ мероприятий федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" на 2006-2015 годы (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |2006-2015 | год | год | год | год | год |год | год | год | год | год | годы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Всего 17979,8 18829 20037,7 23587,3 25753,8 52535 47774 43894 44584 45447,2 340421,8 в том числе: средства федерального 8447,8 11411 12537 15886 17953 27641 24220 23710 23490 23701 188996,8 бюджета средства внебюджетных 9532 7418 7500,7 7701,3 7800,8 24894 23554 20184 21094 21746,2 151425 источников из них по статьям: научно-исследовательские 14997 14160 14179,7 16072 17764 42865 38504 34874 35464 36112,2 264991,9 и опытно-конструкторские работы - всего в том числе: средства федерального 6545 8418 9207 11563 12727 21371 18450 18180 17960 18127 142548 бюджета средства внебюджетных 8452 5742 4972,7 4509 5037 21494 20054 16694 17504 17985,2 122443,9 источников капитальные вложения - 202,8 259 301 660 1434 3600 4150 4050 4050 4082 22788,8 всего в том числе средства федерального 202,8 259 301 660 1434 3600 4150 4050 4050 4082 22788,8 бюджета прочие расходы - всего 2780 4410 5557 6855,3 6555,8 6070 5120 4970 5070 5253 52641,1 в том числе: средства федерального 1700 2734 3029 3663 3792 2670 1620 1480 1480 1492 23660 бюджета средства внебюджетных 1080 1676 2528 3192,3 2763,8 3400 3500 3490 3590 3761 28981,1 источников (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 2006 | 2007 | 2008 |2009 год| 2010 | 2011-2015 | 2006-2015 | Ожидаемые результаты | год | год | год | | год | годы | годы | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- I. Группа мероприятий "текущие проекты" Всего 14607 14576 10947 10502,2 6447,9 20284 - 77364,1 - 21445,8 78525,9 в том числе: средства 5645 8028 4702,3 4939,9 2273 4928 - 30516,9 - федерального 5085,7 30673,9 бюджета средства 8962 6548 6244,7 5562,3 4174,9 15355,3 - 46847,2 - внебюджетных 16360,1 47852 источников Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники Всего 4685 4286 6755 7691,2 5169,9 20284 - 48871,1 - 21445,8 50032,9 в том числе: средства 2045 1848 3380,3 3733,9 2273 4928,7 - 18208,9 - федерального 5085,7 18365,9 бюджета средства 2640 2438 3374,7 3957,3 2896,9 15355,3 - 30662,2 - внебюджетных 16360,1 31667 источников 1. Доработка и сертификация специализированной авиационной техники Всего 4235 2674 3883 5082,6 3972,3 3959,4 - 23806,3 - доведение характеристик 4057,4 23904,3 находящихся в серийном в том числе: производстве и эксплуатации средства 2045 1042 1944,3 2479,6 1824,2 967- 10302,1 - магистральных федерального 996 10331,1 самолетов типа Ил-96 и бюджета* - Ту-204 до международных всего требований, повышение уровня надежности и из них по эксплуатационных проектам: характеристик с использованием Бе-200ЧС-Е* 300 226 148 157 166 272- 1269- результатов при 280 1277 создании Ил-96-400Т/М, Ил-96-400Т/М* 1040 75 80 - - - 1195 Ту-204/214, сертификация самолета Ту-204* 385 107 900 1796 1100 135- 4423- Ил-96-400Т с экипажем 140 4428 из двух человек, самолета Ту-204СМ, Ан-124* 50 194 176 10 10 18- 458- развитие и 20 460 модернизация семейства самолетов Ми-38 200 365 473,2 468,6 497,2 542- 2546- Ту-204/214/204СМ и 556 2560 поставка авиакомпаниям специализированных Ка-62 70 75 167,1 48 51 - 411,1 самолетов Бе-200, Ил-96-400Т/М, средства 2190 1632 1938,7 2603 2148,1 2992,4 - 13504,2 - Ту-204/Ту-204СМ и внебюджетных 3061,4 13573,2 Ан-124 (Ан-124 - источников поддержание технологическо- производственного потенциала российских предприятий до принятия согласованного с Украиной решения о возобновлении серийного производства), а также вертолетной техники. Среднегодовой объем продаж в 2006-2015 годах - 22,4 млрд. рублей 2. Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники Всего 450 1612 1760 1796,6 1197,6 16324,6 - 23140,8 - повышение конкуренто- 17388,4 24204,6 способности российской авиационной в том числе: техники, стимулирование спроса, рост объемов средства - 806 880 848,3 448,8 3961,7 - 6944,8 - продаж. Среднегодовой федерального 4089,7 7072,8 объем продаж услуг за бюджета* период действия Программы - 5,5 млрд. средства 450 806 880 948,3 748,8 12362,9 - 16196 - рублей внебюджетных 13298,7 17131,8 источников 3. Доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А Всего - - 1112 812 - - 1924 разработка решений, обеспечивающих снижение в том числе: себестоимости промышленного средства - - 556 406 - - 962 производства федерального двигателей семейства бюджета* ПС-90, а также создание и сертификация средства - - 556 406 - - 962 конкурентоспособных внебюджетных двигателей для источников укомплектования семейств самолетов Ту-204/204СМ, Ил-96-400Т/М Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе Всего 9922 10290 4192 2811 1278 - 28493 создание конкурентоспо- собного на внутреннем и в том числе: внешнем рынках регионального самолета средства 3600 6180 1322 1206 - - 12308 федерального бюджета* средства 6322 4110 2870 1605 1278 - 16185 внебюджетных источников 4. Реализация проекта RRJ (SSJ-100), создание двигателя SaM146 Всего 9922 10290 4192 2811 1278 - 28493 среднегодовой объем продаж начиная с в том числе: 2008 года - 28,6 млрд. рублей средства 3600 6180 1322 1206 - - 12308 федерального бюджета* средства 6322 4110 2870 1605 1278 - 16185 внебюджетных источников II. Группа мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества" Всего 1070 1740 1912 2268 2641 6532- 16163- создание и сертификация 6894 16525 производственно- технологического в том числе: оборудования нового поколения, средства 500 870 956 1134 1202 3266- 7928- обеспечивающего федерального 3447 8109 создание конкуренто- бюджета* способной авиационной техники. Среднегодовой средства 570 870 956 1134 1439 3266- 8235- объем реализации внебюджетных 3447 8416 кооперационных проектов источников более 4,6 млрд. рублей за период действия Программы III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника" Всего - - 4472,7 7432,1 12054,8 155848,2 - 179807,8 - 164782,4 188742 в том числе: средства - - 4172,7 6427,1 9867,9 68812,3 - 89280 - федерального 73117,3 93585 бюджета* средства - - 300 1005 2186,9 87035,9 - 90527,8 - внебюджетных 91665,1 95157 источников 1. Создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов Всего - - 1860 2779 6626,4 150360,5 - 161625,9 - получение заказов в 158675,2 169940,6 объеме не менее 45 млрд. рублей, создание в том числе: нового семейства ближне- среднемагистральных средства - - 1630 2124 5189,5 63324,6 - 72268,1 - самолетов федерального 67010,1 75953,6 бюджета* средства - - 230 655 1436,9 87035,9 - 89357,8 - внебюджетных 91665,1 93987 источников 2. Создание перспективного двигателя для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн Всего - - 490 1364,3 2029,3 - 3883,6 создание и сертификация конкуренто-способных в том числе: двигателей средства - - 420 1014,3 1279,3 - 2713,6 федерального бюджета* средства - - 70 350 750 - 1170 внебюджетных источников 3. Научно-исследовательские работы в целях реализации перспективных проектов Средства - - 2122,7 3288,8 3399,1 5487,7 - 14298,3 - федерального 6107,2 14917,8 бюджета - всего из них по направлениям: аэродинамика - - 1530,8 2489,3 2772 2830,7 - 9622,8 - получение научных и прочность 2839 9631,1 результатов, конструктивных и авиационные - - 305,5 414,5 86,1 1583 - 2389,1 - технологических материалы и 1968,2 2774,3 решений, технологии обеспечивающих создание семейства авиационные - - 13,4 - - 254- 267,4 - конкурентоспо- двигатели 300 313,4 собных ближне- среднемагистральных бортовое - - 273 385 541 820- 2019- самолетов оборудование 1000 2199 и агрегаты IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий" Средства 2252,8 2459 2649 3319 4540,1 37806- 53025,9 - федерального 40644 55863,9 бюджета Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций Средства 202,8 259 301 660 1434 18290- 21146,8 - создание современной федерального 19932 22788,8 научно-испытательной бюджета базы отраслевых научно- исследовательских институтов и государственных научных центров Подгруппа мероприятий по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства Средства 2050 2200 2348 2659 3106,1 19516- 31879,1 - получение научных федерального 20712 33075,1 результатов, бюджета - конструктивных и всего технологических решений, из них по обеспечивающих создание направлениям: конкурентоспособной авиационной техники. аэродинамика 580 623 615 724 831 5332- 8705- Среднегодовое и прочность 5661 9034 количество получаемых российских патентов авиационные 463,1 497 489 603 831 5037- 7920,1 - примерно 25, зарубежных материалы и 5345 8228,1 патентов - 10 технологии авиационные 441,6 474 572 579 639,1 3892- 6597,7 - двигатели - 4133 6838,7 всего в том числе: завершение - - 94 - - - 94 первого этапа летных испытаний двигателя НК-93 в качестве техноло- гического демонстратора бортовое 175,3 188 176 265 383 2880- 4067,3 - оборудование 3054 4241,3 и агрегаты научно-иссле- 330 354 376 398 422 2375- 4255- довательские 2519 4399 работы в целях формирования и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности** концепция 60 64 - - - - 124 программы создания перспективной авиационной техники концепция - - 60 90 - - 150 программы создания широко- фюзеляжного ближне- средне- магистрального самолета концепция - - 60 - - - 60 программы создания модификаций самолета RRJ (SSJ-100) V. Группа мероприятий "управление Программой" Средства 50 54 57 66 70 440- 737- уровень управления федерального 468 765 Программой, бюджета* обеспечивающий достижение цели и решение задач Программы, а также повышение обоснованности принимаемых решений ______________________ * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе. ** Государственным заказчиком мероприятия является Минпромэнерго России. ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" О Б Ъ Е М Ы финансирования и результаты реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" в 2006-2008 годах ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Источник |Потребность в бюджетном и| | Источники финансирования, | внебюджетном | Результат реализации мероприятия |внебюджетного направление | финансировании | |финансирова- затрат | (млн. рублей) | | ния +-------------------------+----------------------------------------------------------| |2006 год| 2007 |2008 год| 2006 год | 2007 год | 2008 год | проект в | | | год | | | | |целом до 2015| | | | | | | | года | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Всего 17979,8 18829 20037,7 - - - - - в том числе: средства 8447,8 11411 12537 - - - - - федерального бюджета средства 9532 7418 7500,7 - - - - - внебюджетных источников I. Группа мероприятий "текущие проекты" Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники 1. Доработка и сертификация специализированной авиационной техники Доработка и 550 418,7 318,6 получение получение создание создание предоплата международная дополнения к сертификата проекта модификаций компаний, сертификация сертификату ограниченного инфра- самолета собственные самолета Бе-200 - типа типа на структуры Бе-200, в средства всего самолета самолет обслуживания том числе участников Бе-200ЧС-Е и ремонта, сертифици- Программы, (пожарный), получение рованных по кредиты выпуск сертификата европейским документации программы нормам на грузовой обслуживания вариант и систему после- продажной поддержки в том числе: за счет средств 300 225,6 147,9 Бе-200ЧС на объем объем объем федерального перевозку продаж - продаж - продаж - бюджета* - пассажиров; 2 самолета 3 самолета 24 самолета всего проект (1500 млн. (2250 млн. (18000 млн. системы рублей) (рублей) рублей) из них: инженерной поддержки. на разработку 200 139,6 91 Объем пассажирской, продаж - грузовой и 2 самолета европейской (1500 млн. модификаций рублей) на сертификацию 100 86 56,9 - - - - - модификаций самолета Бе-200 и разработку системы послепродажной поддержки* за счет 250 193,1 170,7 - - - - - средств внебюджетных источников Реализация проекта 1690 236,3 250,5 выпуск получение модернизация объем предоплата Ил-96-400Т/М, конструк- дополнения к самолета продаж - авиакомпаний, разработка самолета, торской сертификату ИЛ-96-400Т/М в 30 самолетов лизинговых сертификация документации типа на в части компаний, двигателя ПС-90А1, на самолет с самолет с взлетно- собственные усовершенствование экипажем из экипажем из 3 посадочных средства систем и агрегатов 3 человек человек; устройств участников самолета Ил-96-300 получение Программы, с целью повышения сертификата кредиты уровня надежности и типа по шуму эксплуатационных на местности характеристик, (глава IV в том числе на приложения соответствие N 16 ИКАО), международным получение требованиям с дополнений к использованием сертификату результатов при типа, обес- создании печивающих Ил-96-400Т/М - расширение всего ожидаемых условий до Н аэродрома 3000 м и соответствия требованиям IIIА и IIIВ ИКАО, RNP-1 (выполнение полетов в P-RNAV), создание эскизного проекта в том числе: за счет 1040 75,3 79,8 универсаль- средств ного федерального комплексного бюджета* - тренажера всего нового поколения из них: на разработку 330 75,3 79,8 самолета Ил-96-400Т/М, сертификацию двигателя ПС-90А1 на повышение 710 - - - - - - - уровня надежности и улучшения эксплуатационных характеристик самолета Ил-96-300 за счет 650 161 170,7 - - - - средств внебюджетных источников Доработка самолета 770 214,7 1800 получение доработка разработка объем предоплата Ту-204-300, сертификата систем эскизного продаж - авиакомпаний, глубокая по шуму в самолета, проекта, 200 само- собственные модернизация соответствии проведение подготовка летов средства самолета Ту-204 с нормами испытаний для рабочей участников (Ту-204СМ), повышение ИКАО получения конструк- Программы, уровня надежности, дополнения к торской кредиты улучшения сертификату документации эксплуатационных типа на вы- на самолет характеристик и полнение ТУ-204СМ использование полетов по результатов для правилам модернизации полета над самолетов семейства безориен- Ту-204/214, тирной мест- усовершенствование ностью. систем и агрегатов семейства самолетов Ту-204/214 - всего в том числе: Увеличение ресурса за счет 385 107,4 900 агрегатов средств шасси федерального до 8000 бюджета* взлетов- посадок, за счет 385 107,3 900 противо- средств обледени- внебюджетных тельной источников системы воздухо- заборника, системы контроля двигателя и вспомога- тельной силовой установки - на 50 про- центов. Создание цифровых систем управления кондицио- нированием воздуха и регулировани- ем давления. Разработка эскизно- технического проекта универсаль- ного комп- лексного тренажера нового поколения Развитие семейства 50 300,7 233,1 получение постройка сохранение объем кредиты самолетов дополнения к первого техно- продаж всех коммерческих Ан-124 - всего сертификату опытного логической модифика- и государ- типа на образца компетенции ций - 2 ственных в том числе: модернизацию самолета в области самолета банков самолета Ан-124-102 сверхтяжелых за счет 50 193,3 176,1 Ан-124-100 военно- средств транспортных федерального самолетов и бюджета* обеспечение модернизации за счет - 107,4 57 самолетов средств Ан-124, внебюджетных находящихся в источников эксплуатации Доработка вертолета 1035 1353,2 946,4 доработка создание летные объем собственные Ми-38 - всего бортового летных испытания, продаж на средства радио- образцов получение внутренний участников в том числе: электронного сертификата рынок - Программы, комплекса типа 60 единиц кредиты за счет 200 365,2 473,2 средств федерального бюджета* за счет 835 988 473,2 средств внебюджетных источников Разработка вертолета 140 150,4 334,2 выпуск постройка начало объем собственные Ка-62 - всего рабочей опытного летных продаж - средства документации образца испытаний 60 единиц участников в том числе: Программы, кредиты за счет 70 75,2 167,1 средств федерального бюджета* за счет 70 75,2 167,1 средств внебюджетных источников 2. Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники Всего 450 1612 1760 объем объем объем объем собственные оказанных оказанных оказанных оказанных и заемные в том числе: услуг - услуг - услуг - услуг - средства 300 млн. 750 млн. 1800 млн. 55350 млн. производи- за счет - 806 880 рублей рублей рублей рублей телей и средств авиакомпаний федерального бюджета* за счет 450 806 880 средств внебюджетных источников 3. Доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А Всего - - 1112 разработка объем собственные решений, продаж - средства в том числе: обеспечивающих 650 единиц участников снижение Программы, за счет - - 556 себестоимости кредиты средств промышленного федерального производства бюджета* двигателей семейства за счет - - 556 ПС-90; средств проведение внебюджетных летных источников испытаний, получение сертификата типа на моди- фикации двигателя ПС-90А Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе 4. Создание нового регионального самолета Реализация 9922 10290 4192 изготовление проведение получение объем собственные проекта RRJ первого летных российских продаж - средства (SSJ-100), создание летного и испытаний сертификатов примерно участников двигателя статического типа, а также 100 само- Программы, SaM146 - всего самолетов начало летов на кредиты продаж. внутренний Объем рынок и продаж - 320 - на 6 самолетов внешний (3750 млн. рынок рублей) (243000 млн. в том числе: рублей) за счет 3600 6180 1322 средств федерального бюджета* - всего из них: на создание 2412 4323,1 935,4 самолета на создание 1188 1856,9 386,6 двигателя за счет средств 6322 4110 2870 внебюджетных источников II. Группа мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества" Всего 1070 1740 1912 подписание создание разработка создание собственные контрактов производства концепции производств, средства на участие полного международного сертифици- предприятий - в проектах, цикла (от сотрудничества рованных участников начало проектирова- по созданию по мировым международных проекти- ния до перспективного требованиям, программ рования, сдачи), двигателя для обеспечение организация переход к гражданской объема производства производству авиации, заказов для в рамках более сложных расширение российских кооперацион- изделий по кооперацион- предприятий ных кооперации, ного сотруд- в размере проектов, реконструкция ничества, 100 млн. начало и оснащение долларов США. поставок. производ- Объем Объем ственных реализации в реализации в мощностей. рамках ко- рамках Объем операционных реализации проектов - 123900 млн. рублей, расширение в том числе: за счет средств 500 870 956 кооперацион- в рамках развертывание доли России федерального ных кооперацион- производства в перспек- бюджета* проектов - ных в рамках тивных 1500 млн. проектов - международных международ- за счет средств 570 870 956 рублей 2400 млн. проектов. ных проектах внебюджетных рублей Объем ежегодно до источников реализации 150 млн. в рамках ко- долларов США операционных проектов - 4500 млн. рублей III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника" 1. Создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов Всего - - 1860 - - завершение получение предоплата разработки заказов в авиаком- в том числе: аванпроекта на размере не паний, основе менее собственные за счет средств - - 1630 - - концепции, 45 млрд. средства федерального разработанной рублей, участников бюджета* в рамках создание Программы, подгруппы по нового кредиты за счет средств - - 230 - - формированию семейства внебюджетных научно- ближне- источников технического средне- задела магистраль- ных самолетов 2. Создание перспективного двигателя для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн Всего - - 490 - - разработка создание концепции нового создания поколения семейства двигателей перспективных для двигателей и семейства опытно- ближне- конструктор- средне- ские работы магистраль- по созданию ных в том числе: - - 420 - - газогенератора самолетов, собственные базового получение средства за счет средств двигателя заказов в участников федерального семейства размере Программы, бюджета* ближне- не менее кредиты среднема- 400 млн. за счет средств - - 70 - - гистральных рублей внебюджетных самолетов источников 3. Научно-исследовательские работы в целях реализации перспективных проектов Всего - - 2122,7 - - - - - в том числе: за счет средств - - 2122,7 - - - - - федерального бюджета - всего из них по направлениям: аэродинамика - - 1530,8 достижение улучшения топливной эффективности и прочность нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов по совокупности направлений - авиационные - - 305,5 аэродинамика, силовая установка и массовое - материалы и совершенство планера и систем, которое технологии обосновано применением новых технологий и конструкционных материалов. Снижение расхода авиационные - - 13,4 топлива на 10-15 процентов, массы пустого - двигатели снаряженного самолета на 25-30 процентов, уровня прямых операционных расходов на 15 процентов. бортовое - - 273 Внедрение процессов сопровождения разработки и - оборудование и сертификации бортового радиоэлектронного агрегаты оборудования в соответствии с международными стандартами IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий" Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций Развитие 202,8 259 301 создание материально-технической базы отраслевых - экспериментальной научно-исследовательских институтов и базы научных государственных научных центров, отвечающей центров - всего современным и перспективным требованиям по таким направлениям, как аэродинамика, газодинамика, в том числе 202,8 259 301 прочность конструкции, материаловедение, - за счет средств повышение надежности и безопасности, сертификация федерального бюджета* Подгруппа мероприятий по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства Всего 2050 2200 2348 - - - - - в том числе: за счет средств 2050 2200 2348 - - - - - федерального бюджета* - всего из них по направлениям: аэродинамика 580 623 615 анализ состояния, программы и прогнозы развития в - и прочность области аэродинамики и прочности, повышение безопасности полетов, увеличение топливной эффективности самолетов на 20-30 процентов авиационные 463,1 497 489 анализ состояния, программы и прогнозы развития - материалы и авиационных материалов и технологий, включая технологии технологии авиационных агрегатов и систем, расширение объема применения в силовых конструкциях композиционных и интеллектуальных материалов на основе нанотехнологий до 60 процентов (массы конструкции), обеспечение ресурса конструкции более 60 тыс. летных часов и календарного срока службы более 40 лет, снижение удельного веса материалов до 30 процентов и уменьшение стоимости на 20 процентов и более, повышение рабочих температур газа перед турбиной авиационных двигателей до 2200К, ресурса деталей горячего тракта в 2-3 раза с уменьшением стоимости на 15 процентов, увеличение межремонтных сроков до 15 лет, календарных сроков эксплуатации свыше 40 лет, сокращение затрат на ремонт и восстановление на 30-50 процентов, повышение надежности агрегатов и систем авиационные 441,6 474 572 анализ состояния, программы и прогноз развития - двигатели - авиационного двигателестроения, снижение удельного всего расхода топлива на 10-15 процентов, снижение трудозатрат на производство и техническое обслуживание примерно в 2 раза, создание систем управления с увеличенной в 10-15 раз наработкой на отказ, наработка на выключение в полете до 200 тыс. часов, выполнение экологических требований к авиационной технике в том числе - - 94 определение параметров двигателя в высотных условиях, - завершение определение влияния внешних воздействий на первого этапа характеристики узлов двигателя, корректировка летных испытаний математической модели двигателя двигателя НК-93 в качестве технологического демонстратора бортовое 175,3 188 176 анализ состояния и прогноз развития в области бортового - оборудование и радиоэлектронного оборудования, программы и проекты агрегаты развития, расширение функциональности бортового оборудования, снижение стоимости комплексов бортового радиоэлектронного оборудования на 20-30 процентов, массово-габаритных характеристик примерно в 2 раза, повышение надежности систем на 20-30 тыс. часов, повышение безопасности полетов, обеспечение комфорта для пассажиров, обеспечение международной кооперации по бортовому радиоэлектронному оборудованию научно- 330 354 376 подготовка научно-исследовательских, - исследовательские информационно-аналитических и статистических работы в целях материалов, обеспечивающих формирование формирования и государственной политики в сфере авиационной реализации деятельности государственной политики в сфере авиационной деятельности** концепция 60 64 - проведение маркетинговых исследований, формирование - программы создания технического облика перспективных образцов, создание перспективной экспериментальных и расчетных моделей, финансовые и авиационной экономические расчеты, выбор параметров перспективной техники авиационной техники, разработка аванпроекта концепция - - 60 проведение маркетинговых исследований, - программы создания формирование технического облика, создание широкофюзеляжного экспериментальных и расчетных моделей, ближне- финансовые и экономические расчеты среднемагистрального самолета концепция - - 60 проведение маркетинговых исследований, - программы создания формирование технического облика, создание модификаций экспериментальных и расчетных моделей, самолета финансовые и экономические расчеты RRJ (SSJ-100) V. Группа мероприятий "управление Программой" Экспертиза 50 54 57 уровень управления, обеспечивающий достижение целей и - проектов, решение задач Программы, повышение обоснованности мониторинг принимаемых решений, своевременная корректировка хода исполнителей реализации мероприятий, сроков распределения мероприятий финансирования, приоритетности мероприятий и Программы - всего направлений работ в том числе 50 54 57 - за счет средств федерального бюджета* _____________ * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе. ** Государственным заказчиком мероприятия является Минпромэнерго России."; д) приложение N 5 к указанной Программе изложить в следующей редакции: "ПРИЛОЖЕНИЕ N 5 к федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ мероприятий федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", осуществляемые по статье "Прочие расходы" за счет средств федерального бюджета (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011- | Направление работ |год | год | год | год | год | 2015 | | | | | | | годы ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Всего 1700 2734 3029 3663 3792 8402- 8742 в том числе: доработка и сертификация 625 279,3 558 753 628 112- специализированной 117 авиационной техники - всего из них: на сертификацию модификаций сертификация, проведение 100 86 56,9 58 62 94- самолета Бе-200 и разработку маркетинговых исследований, 97 системы послепродажной поддержки рекламной деятельности, страхование рисков на этапе продвижения продукции на рынок на реализацию проекта повышение технико-экономических 415 - - - - - Ил-96-400Т/М, повышение уровня показателей самолета Ил-96-300 надежности и эксплуатационных в эксплуатации: повышение характеристик самолета регулярности вылета самолета с Ил-96-300, в том числе на 0,95 до 0,98 (уменьшение соответствие международным количества задержек из-за требованиям с последующим неисправностей самолета на 100 использованием результатов при вылетов с 5 до 2) и снижение разработке самолета Ил-96-400Т/М, количества отказов и а также на сертификацию неисправностей комплектующих двигателя ПС-90А1 изделий самолета (с 168 до 150 на 1000 часов полета) на доработку самолета повышение технико-экономических 60 - 325 685 556 - Ту-204 и повышение уровня показателей самолета Ту-204 в надежности и эксплуатационных эксплуатации: повышение характеристик самолета, регулярности вылета самолета с в том числе на соответствие 0,95 до 0,98 (уменьшение международным требованиям с количества задержек из-за использованием результатов неисправностей самолета на 100 для глубокой модернизации вылетов с 5 до 2) и снижение самолетов семейства количества отказов и Ту-204/214 (Ту-204СМ) неисправностей комплектующих изделий самолета (с 168 до 150 на 1000 часов полета), сертификация Ту-204СМ, проведение маркетинговых исследований по самолету Ту-204СМ, рекламной деятельности, страхования рисков на этапе продвижения продукции на рынок на развитие семейства организационно-техническое 50 193,3 176,1 10 10 18- самолетов Ан-124 обеспечение освоения новых 20 технологий, формирование и реализация программ сертификации авиационной техники и оборудования, маркетинговые исследования, осуществление рекламной деятельности, страхование рисков на этапе продвижения продукции на рынок на доработку и сертификацию сертификация, маркетинг, - - 100 200 - - модификаций двигателя ПС-90А реклама, освоение и сертификация новых технологических процессов поддержка системы формирование - 806 880 848,3 448,8 3961,7 - послепродажного обслуживания организационно-технического и 4089,7 новой авиационной техники нормативно-технического обеспечения системы послепродажного обслуживания, внедрение эффективных систем управления техническим обслуживанием и ремонтом авиационной техники на базе информационных технологий, разработка логистических схем, создание пилотных элементов системы послепродажного обслуживания реализация проекта RRJ (SSJ-100), сертификация, проведение 540 741 93 84 - - создание двигателя SaM146 маркетинговых исследований, рекламной деятельности, страхование рисков на этапе продвижения продукции на рынок поддержка международного адаптация проектного и 500 870 956 1134 1202 3265- кооперационного сотрудничества производственного потенциала 3447 - всего отрасли к новой системе нормативно-технических требований, создание системы управления качеством продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов, освоение и сертификация новых технологических процессов, нормативно-техническое и организационно-методическое обеспечение участия отрасли в международных кооперационных проектах, развитие международной кооперации, повышение качества выпускаемой продукции в том числе - - 15 - - 15 на разработку концепции международного сотрудничества по созданию семейства перспективных двигателей для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн Перспективная авиационная - - 402,2 597,7 1465,2 757,3 - техника - всего 763,3 из них: на создание нового сертификация, маркетинг, - - 240,2 417,7 1098,2 757,3 - семейства ближне- реклама, освоение и 763,3 среднемагистральных сертификация новых самолетов технологических процессов на создание семейства сертификация, маркетинг, - - 162 180 367 - перспективных реклама, освоение и двигателей для сертификация новых гражданской авиации технологических процессов тягой от 9 до 18 тонн на управление организационно-техническое 35 37,7 39,8 46 48 305- Программой обеспечение реализации 325". Программы, экспертиза проектов _____________