ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 28 февраля 2003 г. N 252-р г. Москва В целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области социально-экономического развития Российской Федерации: 1. Утвердить прилагаемый план действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации (далее именуется - план действий). Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за выполнение плана действий. 2. Федеральным органам исполнительной власти с участием при необходимости Банка России: осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении плана действий; представлять ежемесячно, до 3-го числа, в Минэкономразвития России информацию о ходе выполнения плана действий. 3. Минэкономразвития России на основе анализа и обобщения информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, подготавливать и представлять ежемесячно, до 10-го числа, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе выполнения плана действий. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2003 г. N 252-р П Л А Н действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации В 2002 году продолжалась реализация утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2001 года Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) (далее - среднесрочная программа), осуществлявшейся на основе плана действий Правительства Российской Федерации. В то же время текущая скорость осуществления структурных реформ не позволяет создать условия для обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста. Экономика России растет в настоящее время относительно быстро на фоне мирового экономического спада, но недостаточно быстро для выхода на приемлемый уровень жизни в стране в обозримой перспективе. 2003 год должен стать ключевым для ускорения реализации среднесрочной программы на основе обеспечения четкой координации и взаимосвязи проводимых реформ (с учетом их промежуточных результатов и имеющихся ресурсов на их осуществление) и определения приоритетов социально-экономического развития с точки зрения степени стимулирующего воздействия проводимых преобразований на рост экономики. Одновременно должно быть обеспечено развитие стратегических заделов для повышения конкурентоспособности Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом интеграции страны в мировую экономику. Основным условием развития российской экономики является создание комфортных условий для начала, ведения и расширения бизнеса. В настоящее время эти условия реализуются не в полной мере. Во-первых, остается существенным вмешательство государства в экономическую деятельность. По-прежнему значительной является доля государства в перераспределении экономических ресурсов и, как следствие, сохраняется высоким налоговое бремя. Прямое участие государства в производстве товаров и услуг ведет к созданию неравных условий конкуренции. Не происходит ощутимого снижения административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности. Во-вторых, имеющаяся рыночная инфраструктура не отвечает потребностям бизнеса и не создает благоприятную среду для его развития. В-третьих, экономика России медленно интегрируется в мировую экономику, в то время как высокие темпы экономического роста не могут быть обеспечены исключительно за счет расширения внутреннего спроса. В-четвертых, экономика остается слабо диверсифицированной, сохраняется ее сырьевая направленность. Бюджет и уровень доходов населения в значительной степени зависят от экспорта углеводородного сырья. Такая ситуация подрывает возможности ускорения экономического роста за счет повышения конкурентоспособности продукции с высокой добавленной стоимостью, развития сферы услуг, создания экономики, основанной на знаниях. В-пятых, неэффективность системы предоставления социальных услуг препятствует воспроизводству и повышению качества "человеческого капитала". Без скорейшего решения указанных проблем невозможно ускорение экономического роста, обеспечение устойчивого повышения доходов населения, поэтому в 2003 году основными приоритетами Правительства Российской Федерации в области реализации среднесрочной программы станут: реформа системы государственного управления; налогово-бюджетная реформа; институциональные и инфраструктурные реформы; стимулирование диверсификации экономики; повышение открытости экономики; формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг. 1. Реформа системы государственного управления В 2002 году стало очевидно, что действующая система государственного управления становится тормозом на пути проведения реформ, быстрого и адекватного решения назревших проблем в экономике и социальной сфере. Поэтому одной из приоритетных задач в области социально-экономического развития является создание эффективной системы государственного управления, включающей совершенствование форм и методов государственного регулирования, реформу системы контрольных и надзорных органов, кардинальное улучшение системы управления государственной собственностью. В 2003 году усилия будут сконцентрированы на следующих направлениях реформы государственной власти: увязка ресурсного обеспечения деятельности органов исполнительной власти с объемом исполняемых функций, создание в органах государственной власти стимулов для улучшения качества исполнения служащими своих функций, повышение их материальной заинтересованности, в том числе путем проведения в ряде органов исполнительной власти экспериментов, связанных с внедрением "бюджетирования по результатам"; установление процедур, обеспечивающих обязательную предварительную оценку необходимости сохранения или дополнительного введения мер государственного регулирования, имея в виду возможный отказ от государственного вмешательства по результатам данной оценки; обеспечение четких и прозрачных процедур деятельности контрольных и надзорных органов в целях улучшения инвестиционного климата, совершенствование системы органов государственного надзора на основе объективных технических требований к продукции, сокращение избыточных функций, устранение дублирования как в области надзора и контроля, так и в полномочиях различных органов; усиление контроля (в том числе антимонопольного) за государственными закупками; сокращение присутствия государства как собственника в экономике и совершенствование системы управления государственным имуществом, разработка плана сокращения (в течение 3 лет) объектов государственной собственности, не связанных с осуществлением властных полномочий государства, его обороной и безопасностью; начало реформирования природопользования на основе внедрения эффективных механизмов обеспечения финансовых интересов государства как собственника природных ресурсов и выравнивания условий доступа к природным ресурсам. 2. Налогово-бюджетная реформа Ускорение темпов экономического роста невозможно без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых государством. Снижение налогового бремени будет стимулировать повышение производительности труда, а также снижать привлекательность "серых" схем ведения бизнеса. Последовательность действий по осуществлению налоговой реформы будет отражена в трехлетней программе и определяется необходимостью обеспечения, прежде всего, высоких темпов роста. В этой связи особое внимание следует уделить докладу о разработке среднесрочной программы налоговой реформы, включающей снижение налогового бремени на экономику (на 2003-2005 годы). Снижение налогового бремени должно быть увязано с реформой системы государственных расходов, включающей в себя снижение объемов этих расходов и повышение их эффективности, внедрение полноценного среднесрочного бюджетного планирования, изменение механизмов государственного финансирования. В 2003 году основными направлениями налоговой реформы станут: реформа системы имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения), которые должны стать серьезными источниками доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. Необходимо исключить запасы, затраты и нематериальные активы из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, перейти на оценочную рыночную стоимость имущества в качестве налогооблагаемой базы, сократить перечень налоговых льгот, обеспечить возможность постепенного перехода в перспективе на налогообложение недвижимости; совершенствование системы налогового учета (эта система должна быть приближена к бухгалтерскому учету при сохранении дистанции между налоговой и бухгалтерской отчетностью), введение механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков; совершенствование порядка исчисления налога на добавленную стоимость, отказ от принципа "кредитования налогоплательщиком государства", для чего необходимо исключить авансы из налоговой базы и изменить порядок подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам с последующим возмещением налога на добавленную стоимость; снижение средней ставки единого социального налога; совершенствование взимания государственной пошлины, преобразование в государственную пошлину всех существующих сегодня платежей, уплачиваемых в связи с выполнением государственными органами юридически значимых действий; увеличение размеров имущественных вычетов, в том числе в целях стимулирования развития ипотечного кредитования; отмена налогового контроля за расходами физических лиц; подготовка к отмене с 2004 года налога с продаж, разработка мер, направленных на обоснованную компенсацию потерь региональных бюджетов; совершенствование системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за пользование лесным фондом; расширение спектра используемых финансовых инструментов с целью стимулирования притока капитала. В области государственных расходов необходимы: реализация среднесрочного бюджетного планирования, в том числе утверждение Правительством Российской Федерации параметров перспективного финансового плана на 2004-2006 годы, что позволит повысить предсказуемость бюджетной политики; формирование в рамках федерального бюджета резервного (стабилизационного) фонда для защиты от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры; реализация Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года в целях четкого разграничения бюджетных полномочий и сокращения "нефинансируемых мандатов", формирования и развития объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов и повышения качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне; проведение анализа эффективности бюджетных расходов и подготовка предложений по их оптимизации с изменением механизмов их финансирования в целях создания возможности для снижения налоговой нагрузки на экономику при дальнейшем проведении налоговой реформы; разработка законодательной базы для поэтапного перехода на систему бюджетирования по результатам; внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с учетом основных положений проектов федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции) и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". 3. Институциональные и инфраструктурные реформы Рыночная инфраструктура, включающая в себя как производственную (электроэнергетика, транспорт, связь), так и финансовую инфраструктуру (банковская система, фондовый рынок, рынок страхования) играет важную роль в формировании благоприятной бизнес-среды. Эффективное функционирование рыночной инфраструктуры снижает производственные и трансакционные издержки бизнеса, оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность и возможности роста и развития. Формирование благоприятной бизнес-среды также тесно связано с реформой государственного управления, сокращением полномочий контрольных и надзорных органов, продолжением усилий по дебюрократизации экономики. В 2003 году необходимо будет уделить особое внимание вопросам реформирования инфраструктурных монополий, поскольку от темпов и результатов их проведения во многом зависит и успех в осуществлении реформ в других сферах экономики. Реформы отдельных монополий тесно связаны между собой, что диктует необходимость усиления скоординированности их проведения, а также увязки по срокам и механизмам с реформой жилищно-коммунального хозяйства. В 2003 году реформирование естественных монополий будет осуществляться в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами в этой сфере. Следующим этапом должно стать окончательное формирование необходимой нормативной правовой базы и активная реализация мероприятий по формированию инфраструктуры и субъектов рынка. Исходя из этого, в 2003 году основными задачами являются: продолжение проведения институциональных преобразований; развитие конкуренции; формирование прогнозируемой и экономически обоснованной тарифной политики; повышение прозрачности функционирования естественных монополий. Достижение поставленных задач будет осуществляться путем реализации плана мероприятий по реформированию электроэнергетики и программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. Важной задачей в 2003 году станет развитие рынка газа в Российской Федерации, для чего необходимо обеспечить принятие концепции развития рынка газа и сформировать план по ее реализации. Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет не достаточно быстрыми темпами. В этой связи в 2003 году необходимо обратить особое внимание на: широкомасштабный переход к адресным субсидиям, предоставляемым потребителям услуг жилищно-коммунального хозяйства; внедрение конкурентных принципов предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства. Важным элементом рыночной инфраструктуры, создающим технические условия для роста бизнеса, снижающим трансакционные издержки, обеспечивающим внедрение новейших управленческих технологий и стимулирующим экономический рост на современной технологической основе, является современный уровень услуг связи (в том числе почтовой). В этой сфере необходимо дальнейшее продвижение по пути освоения самых передовых технологий связи, создания системы универсального обслуживания. Огромный потенциал повышения эффективности - использование природных ресурсов. Существующая система не устраивает ни пользователей природных ресурсов, ни государство. Для первых отсутствуют равноправные и "прозрачные" условия доступа к ресурсам. Государство - как собственник ресурсов не имеет эффективных механизмов обеспечения своих интересов. Поэтому прежде всего необходимо выработать механизм установления и изъятия рентных платежей в целях обеспечения финансовых интересов государства как собственника, выравнивания условий хозяйствования пользователей природных ресурсов и стимулирования повышения эффективности работы предприятий, ввести полноценную состязательную процедуру предоставления прав пользования природными ресурсами. В этой связи необходимо принять закон о недрах, новые редакции Водного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации. Экономика не может устойчиво развиваться без наличия мощной и стабильной финансовой системы. Правительство Российской Федерации в 2003 году обратит особое внимание на развитие фондового рынка, реформирование банковской системы, приведение российских стандартов финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами. Развитая банковская система является важнейшим элементом функционирования экономики. В этой связи в 2003 году будет уточняться и продолжать реализовываться Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации Важным инструментом перетока финансовых ресурсов является фондовый рынок. В последние годы капитализация российских компаний, акции которых котируются на рынке, растет темпами, превышающими показатели большинства мировых торговых площадок. Тем не менее количество таких компаний остается крайне низким. Для стимулирования развития фондового рынка, дальнейшего повышения его капитализации, увеличения количества российских компаний-эмитентов, акции которых котируются на фондовом рынке, необходима разработка плана мероприятий по развитию фондового рынка. Для стимулирования выхода предприятий на фондовый рынок, предоставления им возможности привлечения заемных средств через акционерный капитал необходимо обеспечить "прозрачность" деятельности компаний, в том числе с помощью использования международных стандартов финансовой отчетности. Эта мера повысит привлекательность портфельных инвестиций для стратегических инвесторов. Правительству Российской Федерации в 2003 году предстоит определить и закрепить в нормативных правовых актах порядок и сроки перехода российских компаний на Международную систему финансовой отчетности. Развитие сферы науки и технологий отнесено к высшим приоритетам государства. В 2003 году будет усилена работа по обеспечению условий для сохранения и развития передовых научных школ, кадрового научно-исследовательского потенциала, научной инфраструктуры, приборной базы для фундаментальных и прикладных научных исследований, являющихся средой для расширенного воспроизводства знаний. Одновременно будет продолжена работа по переориентации существенной части государственных ресурсов на адресную поддержку приоритетов развития науки, технологий и техники с учетом имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах. 4. Стимулирование диверсификации и повышение открытости экономики Преобладание экспорта углеводородного сырья в общей структуре экспорта, недостаточная диверсификация структуры экономики, низкий уровень добавленной стоимости производимой продукции приводят к неустойчивости развития позитивных макроэкономических тенденций последних лет, ставят экономику и уровень жизни населения в слишком большую зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка. Для преодоления этого дисбаланса в 2003 году будут разработаны и реализованы меры, направленные на поддержку несырьевого экспорта, стимулирование снижения энергоемкости экономики, развитие высокотехнологичных производств. Важнейшим направлением диверсификации структуры экономики станет проведение налоговой политики, стимулирующей инвестиции. В связи с этим в 2003 году необходимо принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, а также разработать законодательную базу для создания в Российской Федерации особых экономических зон. Важной задачей будет обеспечение инновационного характера экономического роста, максимальное использование в качестве его источника интеллектуального ресурса. На это будут нацелены разработка и реализация комплекса мер по стимулированию инноваций (через формирование национальной инновационной системы), оптимизация государственного научно-технического комплекса и изменение схемы финансирования науки с переходом к преимущественному финансированию исследований, стимулирование венчурных инвестиций, что позволит увеличить объемы внебюджетного финансирования приоритетных научно-технических разработок и создать условия для более активного использования их результатов в бизнесе, в первую очередь, в малом и среднем. При этом приоритетным является формирование системы поддержки частных инвестиций в этой сфере. Необходимо значительно повысить эффективность использования бюджетных средств в сфере науки: оптимизировать (в том числе путем сокращения количества государственных научных организаций) государственный сектор науки, перейти к преимущественному финансированию исследований на конкурсной основе. Отдельными направлениями повышения инновационной составляющей валового внутреннего продукта станут создание нормативной базы и соответствующей инфраструктуры, позволяющей передавать технологии, созданные за счет средств федерального бюджета, для их доведения до уровня конечной наукоемкой продукции в частный сектор. Будут приняты дополнительные меры по регулированию правоотношений в сфере авторских и смежных прав, вовлечению в хозяйственный оборот и охране прав на результаты интеллектуальной деятельности. В условиях глобализации высокие темпы экономического роста не могут поддерживаться исключительно на основе внутреннего спроса, необходима более полная интеграция в систему мирохозяйственных связей. 2003 год должен стать решающим этапом переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию на приемлемых для Российской Федерации условиях, что укрепит положение экспортеров на зарубежных рынках и будет способствовать выработке долгосрочных правил доступа иностранных производителей на отечественный рынок. Укреплению позиции Российской Федерации на переговорах будет способствовать завершение работы по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации. Прежде всего, речь идет о законодательстве в области таможенного, налогового, валютного и технического регулирования, а также мер защиты внутреннего рынка. Таможенно-тарифная политика должна быть приведена в соответствие с задачами стимулирования несырьевого экспорта и импортозамещения. В 2003 году необходимо вывести процесс экономической интеграции России с Союзным государством, Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом на качественно новый уровень, что предполагает пересмотр приоритетов сотрудничества, переход от реализации и софинансирования межгосударственных коммерческих проектов к поэтапной гармонизации макроэкономической политики и законодательства, а также приведение в соответствие с международными нормами и правилами Всемирной торговой организации системы внешнеэкономического регулирования. В отношении Союзного государства необходимо четко определить этапы и формы интеграции, направить средства бюджета Союзного государства, предусмотренные на реализацию с коммерческих проектов и предоставление экономической помощи, на финансирование интеграционных процессов. 5. Формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг Социальная сфера остается приоритетным направлением деятельности Правительства Российской Федерации. В 2003 году наибольшее значение приобретает реформирование здравоохранения и образования. Здоровье населения и уровень образования в конечном счете определяют качество жизни. Основными направлениями развития системы образования будут являться: внедрение нормативной подушевой системы финансирования, интеграция профессионального образования и науки, в том числе фундаментальной, повышение качества образовательных услуг. Будет продолжена работа по оптимизации сети малокомплектных сельских школ. Будут разработаны меры по расширению доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В сфере здравоохранения предстоит обеспечить принятие федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов, необходимых для осуществления комплексной реформы системы обязательного медицинского страхования с 1 января 2004 г., которая направлена на повышение качества и обеспечение доступности бесплатной медицинской помощи. Необходимо внести изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации, а также обеспечить принятие федерального закона "О специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организациях", что позволит начать переход от сметного финансирования к финансированию по факту оказания услуг. В 2003 году следует продолжить работу по реализации пенсионной реформы, в частности, принять нормативные правовые акты, обеспечивающие создание инфраструктуры для формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и включение негосударственных пенсионных фондов с 2004 года в систему обязательного пенсионного страхования в качестве страховщиков. *** Комплекс мероприятий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации прилагается. _______________ ПРИЛОЖЕНИЕ к плану действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2003 г. N 252-р Комплекс мероприятий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ Содержание мероприятий ¦ Вид ¦ Срок ¦ Срок принятия ¦ Ответственные ¦ ¦ документа ¦ представления ¦ (внесения в ¦ исполнители ¦ ¦ (проект) ¦ в ¦ Государственную ¦ ¦ ¦ ¦ Правительство ¦ Думу) ¦ ¦ ¦ ¦ Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I. РЕФОРМА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 1. Внесение изменений и федеральный май июль Минфин России дополнений в законодательство закон Минэкономразвития Российской Федерации в целях России проведения экспериментов в Минтруд России ряде федеральных и региональных органов исполнительной власти по внедрению современных методов финансирования государственного аппарата и управления бюджетными средствами (бюджетирование по результатам) 2. Введение процедур федеральный сентябрь ноябрь Минэкономразвития доказательства необходимости закон России государственного или иного МАП России вмешательства в экономику, а Минюст России также процедур периодической оценки эффективности регулирующих мер с возможным отказом от государственного вмешательства по результатам данной оценки 3. Формирование механизмов, федеральный апрель май Минэкономразвития обеспечивающих доступ к закон России информации о деятельности Минюст России органов государственной Минсвязи России власти ФАПСИ заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 4. Разработка программы постановления апрель май Минэкономразвития реорганизации системы Правительства России государственного контроля и Российской заинтересованные надзора в сфере Федерации федеральные предпринимательской органы деятельности, включающей исполнительной пересмотр и сокращение власти контрольных и надзорных полномочий органов государственной власти 5. Повышение эффективности управления государственной собственностью в части: совершенствования механизма постановление июнь август Минимущество управления находящимися в Правительства России федеральной собственности Российской Минэкономразвития акциями открытых акционерных Федерации России обществ ФКЦБ России Российский фонд федерального имущества заинтересованные федеральные органы исполнительной власти разграничения федеральных постановление июль сентябрь Минимущество государственных унитарных Правительства России предприятий и учреждений на Российской Минэкономразвития необходимые для выполнения Федерации России государственных функций и Российский фонд задач и на утратившие такое федерального значение (с сокращением их имущества количества) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти внедрения конкурсных основ постановление июль сентябрь Минимущество при сдаче в аренду Правительства России недвижимого имущества, Российской Минэкономразвития находящегося в федеральной Федерации России собственности, на основе Российский фонд оценки рыночной стоимости федерального имущества заинтересованные федеральные органы исполнительной власти развития механизмов указ июнь август Минимущество доверительного управления Президента России государственным имуществом Российской Минэкономразвития Федерации России постановление Минфин России Правительства ФКЦБ России Российской Федерации 6. Введение запрета на федеральный май июнь МАП России совмещение функций органов закон Минэкономразвития исполнительной власти и России хозяйствующих субъектов Минфин России (отмена действующих Минюст России исключений из данного принципа) 7. Разработка среднесрочной постановление июнь август Минимущество программы приватизации Правительства России объектов государственной Российской Минэкономразвития собственности (2004-2006 Федерации России годы) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 8. Разработка концепции распоряжение май июнь Минимущество управления недвижимостью в Правительства России Российской Федерации Российской Минэкономразвития Федерации России Госстрой России Росземкадастр 9. Выполнение мероприятий нормативные в сроки, в сроки, заинтересованные перечня первоочередных мер по правовые установленные установленные федеральные реализации государственной акты в распоряжением распоряжением органы поддержки развития соответствии с исполнительной муниципальных образований на распоряжением власти в 2002-2004 годы, утвержденных соответствии с распоряжением Правительства распоряжением Российской Федерации от 19 июля 2002 г. N 996-р 10. Разработка плана мероприятий постановление в 2-месячный в 3-месячный Минэкономразвития по реализации новой редакции Правительства срок после срок после России Федерального закона "Об общих Российской принятия принятия заинтересованные принципах организации Федерации Федерального Федерального федеральные местного самоуправления в закона закона органы Российской Федерации" "Об общих "Об общих исполнительной принципах принципах власти организации организации местного местного самоуправления самоуправления в Российской в Российской Федерации" Федерации" 11. Совершенствование федеральный июнь август Минэкономразвития законодательства Российской закон России Федерации о размещении заинтересованные заказов на поставку товаров, федеральные выполнение работ, оказание органы услуг для государственных исполнительной нужд с целью повышения власти эффективности бюджетных расходов 12. Внедрение процедур постановление июнь август МАП России антимонопольного контроля при Правительства Минэкономразвития проведении конкурсов на Российской России размещение заказов на Федерации Минфин России поставку товаров, выполнение Минимущество работ, оказание услуг для России государственных нужд, а также Минюст России для нужд естественных монополий II. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА 13. Анализ эффективности доклад март Минфин России бюджетных расходов. Правительству Минэкономразвития Подготовка предложений по Российской России оптимизации структуры Федерации заинтересованные государственных расходов на федеральные 2003-2005 годы органы исполнительной власти 14. Реализация среднесрочного решения июнь август Минфин России бюджетного планирования, Правительства Минэкономразвития отражающего стратегические Российской России направления экономической Федерации политики, в том числе утверждение параметров перспективного финансового плана на 2004-2006 годы 15. Внесение изменений и федеральный февраль апрель Минфин России дополнений в Налоговый кодекс закон Минэкономразвития Российской Федерации, России предусматривающих включение МНС России во вторую часть новых глав о заинтересованные земельном налоге, налоге на федеральные имущество организаций, налоге органы на имущество физических лиц, исполнительной налоге на наследование или власти дарение 16. Совершенствование порядка федеральный апрель июнь Минфин России исчисления и уплаты налога на закон Минэкономразвития добавленную стоимость в части России обоснования нулевой ставки и МНС России последующего возмещения МАП России налога (сокращение перечня документов, обосновывающих нулевую ставку и налоговые вычеты, а также определение порядка применения налоговых вычетов) 17. Внесение изменений и федеральный март май Минфин России дополнений в часть вторую закон Минэкономразвития Налогового кодекса Российской России Федерации, касающихся МНС России снижения налоговой нагрузки Минтруд России по единому социальному налогу 18. Внесение изменений в главу 23 федеральный март апрель Минфин России "Налог на доходы физических закон Минэкономразвития лиц" части второй Налогового России кодекса Российской Федерации МНС России в части возможного увеличения Госстрой России размеров имущественных вычетов 19. Внесение изменений в часть федеральный апрель май Минфин России первую Налогового кодекса закон Минэкономразвития Российской Федерации, России предусматривающих отмену МНС России налогового контроля за Госстрой России расходами физических лиц 20. Выполнение мероприятий, нормативные в течение года федеральные предусмотренных планом правовые органы действий на 2001-2003 годы по акты, исполнительной реализации Программы развития методические власти в бюджетного федерализма в материалы в соответствии с Российской Федерации на соответствии с распоряжением период до 2005 года, распоряжением Правительства утвержденным распоряжением Правительства Российской Правительства Российской Российской Федерации от Федерации от 30 августа Федерации 30 августа 2001 г. N 1167-р от 30 августа 2001 г. 2001 г. N 1167-р N 1167-р 21. Внесение изменений и федеральные март июнь Минфин России дополнений в Налоговый кодекс законы Минэкономразвития Российской Федерации и России Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с проектами федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции) и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 22. Совершенствование системы федеральный апрель июнь МПР России платежей за негативное закон Минэкономразвития воздействие на окружающую России среду Минфин России МНС России Минюст России 23. Совершенствование системы федеральный март июнь МПР России платежей за пользование закон Минэкономразвития лесным фондом России Минфин России Минпромнауки России Минсельхоз России 24. Разработка предложений по доклад май Минфин России уточнению приоритетов и Правительству Минэкономразвития порядка расходования средств Российской России бюджета Союзного государства Федерации с участием Банка России III. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ 25. Подготовка программы по постановления июнь август Госстандарт разработке технических и распоряжения России регламентов и нормативной Правительства Минэкономразвития базы, обеспечивающей Российской России выполнение основных положений Федерации Минсвязи России Федерального закона МАП России "О техническом ФКЦБ России регулировании". Формирование заинтересованные Федерального фонда федеральные технических регламентов и органы стандартов и его исполнительной информационных ресурсов с власти целью осуществления перехода на электронный документооборот 26. Внесение изменений и федеральный март май Минэкономразвития дополнений в закон России Градостроительный кодекс Госстрой России Российской Федерации (в части Минфин России упрощения процедуры Минимущество согласования и получения России разрешительной документации) Росземкадастр заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 27. Подготовка плана мероприятий распоряжение февраль март МПС России по реализации Программы Правительства Минэкономразвития структурной реформы на Российской России железнодорожном транспорте на Федерации заинтересованные 2003-2005 годы федеральные органы исполнительной власти 28. Подготовка плана мероприятий распоряжение в месячный в 2-месячный Минэкономразвития программы реформирования Правительства срок после срок после России электроэнергетики на 2003 год Российской принятия принятия Минэнерго России Федерации законов по законов по Минатом России реформированию реформированию ФЭК России электроэнергетики электроэнергетики заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 29. Подготовка концепции развития постановление март май Минэкономразвития рынка газа в Российской Правительства России Федерации Российской Минэнерго России Федерации Минимущество России Минфин России МАП России ФЭК России 30. Разработка основных положений распоряжение май июль Минэнерго России Энергетической стратегии Правительства Минэкономразвития Российской Федерации и плана Российской России мероприятий по ее реализации Федерации заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 31. Подготовка законопроекта федеральный март апрель МПР России "О недрах" закон Минэкономразвития России Минэнерго России МАП России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 32. Подготовка новой редакции федеральный март апрель МПР России Лесного кодекса Российской закон Минэкономразвития Федерации России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 33. Подготовка новой редакции федеральный март апрель МПР России Водного кодекса Российской закон Минэкономразвития Федерации России Минэнерго России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 34. Разработка законодательной федеральный март май Минэкономразвития базы деятельности закон России саморегулируемых организаций ФКЦБ России ФСФО России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 35. Уточнение Стратегии развития дополнение к февраль апрель Минфин России банковского сектора совместному Минэкономразвития Российской Федерации заявлению России Правительства заинтересованные Российской федеральные Федерации и органы Банка России исполнительной власти с участием Банка России 36. Реализация мероприятий нормативные в сроки, Минфин России Стратегии развития правовые установленные заинтересованные банковского сектора акты перечнем федеральные Российской Федерации, первоочередных органы предусмотренных перечнем мероприятий по исполнительной первоочередных мероприятий по реализации власти реализации Стратегии положений с участием Банка Стратегии России развития банковского сектора Российской Федерации 37. Реализация мероприятий по нормативные в сроки, в сроки, ФКЦБ России развитию фондового рынка правовые установленные установленные Минэкономразвития акты планом планом России мероприятий по мероприятий по с участием Банка развитию развитию России фондового фондового рынка рынка 38. Осуществление комплекса нормативные в сроки, в сроки, Минфин России мероприятий по формированию правовые установленные установленные Минэкономразвития сводной (консолидированной) акты планом планом России бухгалтерской отчетности на мероприятий мероприятий ФКЦБ России основе международных на 2003 год по на 2003 год по стандартов финансовой подготовке подготовке отчетности, имея в виду экономики к экономики к дифференцированный переход переходу на переходу на для определенных групп Международную Международную организаций, начиная с систему систему 2004 г. (в соответствии с финансовой финансовой планом мероприятий на 2003 отчетности отчетности год по подготовке экономики к переходу на Международную систему финансовой отчетности) 39. Разработка мер по развитию доклады июнь Минсельхоз страхования в сельском Правительству России хозяйстве Российской Минэкономразвития Федерации России Минфин России IV. СТИМУЛИРОВАНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ 40. Разработка правовых основ для федеральный март май Минэкономразвития создания в Российской закон России Федерации образований с Минфин России особыми экономическими МНС России условиями функционирования ГТК России (особых экономических зон) Минпромнауки России 41. Внесение изменений в федеральный март апрель Минфин России Налоговый кодекс Российской закон Минэкономразвития Федерации в части включения России мер по стимулированию МНС России инвестиционной активности заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 42. Разработка концепции создания постановление март май Минэкономразвития и развития гарантийной Правительства России системы поддержки экспорта Российской Минфин России промышленной продукции Федерации МАП России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 43. Снижение ставок таможенных постановление июнь август Минэкономразвития тарифов на отдельные виды Правительства России технологического оборудования Российской Минпромнауки Федерации России ГТК России 44. Разработка комплекса мер по распоряжение июнь октябрь Минпромнауки стимулированию инноваций и Правительства России венчурных инвестиций Российской заинтересованные Федерации федеральные органы исполнительной власти 45. Оптимизация структуры и Минпромнауки состава государственного России научно-технического Минэкономразвития комплекса, совершенствование России схемы финансирования науки, в Минимущество том числе: России завершение инвентаризации распоряжение ноябрь декабрь Минфин России научно-технического Правительства заинтересованные комплекса, определение Российской федеральные оптимальных механизмов его Федерации органы реструктуризации, включая исполнительной изменение власти организационно-правовой формы академии наук, и формы собственности научных имеющие организаций государственный статус сокращение числа неэффективно распоряжение ноябрь декабрь работающих государственных Правительства научных организаций Российской Федерации подготовка предложений по федеральный июнь сентябрь реформированию системы закон государственных научных центров Российской Федерации (изменения и дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно- технической политике") переход к финансированию постановление октябрь декабрь научно-технического сектора, Правительства осуществляемому за счет Российской средств федерального бюджета, Федерации преимущественно на конкурсной основе совершенствование доклады ноябрь академического сектора науки Правительству за счет концентрации ресурсов Российской на решении фундаментальных Федерации научных проблем, оптимизации системы управления, уменьшения количества подведомственных научных организаций 46. Завершение приведения нормативные в течение Минэкономразвития законодательства Российской правовые года России Федерации в соответствие с акты в Госстандарт нормами ВТО соответствии с России распоряжением МИД России Правительства Минпромнауки Российской России Федерации Минюст России от 8 августа ГТК России 2001 г. Минсвязи России N 1054-р Минсельхоз России Минздрав России МПР России МАП России V. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 47. Развитие системы профильного постановление март июнь Минобразование обучения учащихся Правительства России общеобразовательных Российской Минтруд России учреждений среднего (полного) Федерации Минэкономразвития общего образования России 48. Разработка системы федеральный декабрь март Минобразование государственных возвратных закон 2003 г. 2004 г. России субсидий на получение высшего постановление Минтруд России и среднего профессионального Правительства Минфин России образования с учетом Российской Минэкономразвития дальнейшего трудоустройства Федерации России по полученной специальности 49. Анализ хода экспериментов по доклады декабрь Минобразование организации единого Правительству России государственного экзамена; по Российской Минфин России отработке финансирования Федерации Минэкономразвития получения гражданами высшего России профессионального образования на основе ГИФО; по новой структуре и содержанию общего среднего образования; по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности 50. Реформирование системы федеральный март июнь Минэкономразвития обязательного медицинского закон России страхования, включая Минтруд России разработку механизмов Минздрав России мобилизации финансовых Минфин России средств на обязательное Пенсионный фонд медицинское страхование Российской работающего и неработающего Федерации населения, совершенствование Федеральный фонд организационной основы обязательного управления средствами системы медицинского обязательного медицинского страхования страхования и контроля за их целевым использованием 51. Переход от сметного федеральный апрель июнь Минэкономразвития финансирования к закон России финансированию по факту Минфин России оказания услуг (законопроект Минздрав России "О специализированных Минобразование государственных или России муниципальных некоммерческих Минтруд России организациях") Минкультуры России Минимущество России 52. Разработка концепции действий распоряжение март май Минтруд России на рынке труда Российской Правительства Минэкономразвития Федерации на 2003-2005 годы Российской России Федерации 53. Определение порядка федеральный сентябрь ноябрь Минэкономразвития финансирования накопительной закон России части трудовых пенсий, а Минтруд России также инвестирования Минфин России пенсионных накоплений в ФКЦБ России пользу граждан Пенсионный фонд Российской Федерации 54. Уточнение функций участников федеральный сентябрь октябрь Минэкономразвития финансовых рынков, а также закон России органов, регулирующих их Минтруд России деятельность, на основе Минфин России внесения изменений в МАП России законодательные и нормативные ФКЦБ России акты о страховом деле, об Пенсионный фонд инвестиционных и Российской негосударственных пенсионных Федерации фондах, о рынке ценных бумаг в целях обеспечения реализации прав граждан на накопительную часть трудовой пенсии _______________