ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 13 сентября 1996 г. N 1098 г. Москва О федеральной целевой программе "Отходы" В целях предотвращения загрязнения окружающей природной среды и повышения эффективности использования бытовых и производственных отходов Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Отходы" (далее именуется - Программа), содержащую мероприятия на 1996-2000 годы. 2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды решить в установленном порядке вопрос о передаче части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых реализуются мероприятия Программы. 3. Министерству экономики Российский Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета начиная с 1997 года. 4. Министерству экономики Российский Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по науке и технологиям и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на 1997 и последующие годы предусматривать в установленном порядке выделение средств из федерального бюджета для осуществления намеченных Программой мероприятий. 5. Принять к сведению, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся мероприятия Программы, согласовано выделение не менее 84 процентов средств, необходимых для ее реализации, из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также из внебюджетных источников. 6. Признать утратившим силу c 1 января 1997 г. постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 216 "О первоочередных мероприятиях на 1996-1998 годы по решению проблемы отходов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1111). Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1098 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОТХОДЫ" ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ" Наименование Программы - федеральная целевая программа "Отходы" Основание для - постановление Правительства разработки Российской Федерации Программы от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы" Государственный - Государственный комитет Российской заказчик Федерации по охране окружающей среды Программы Основные разработчики - научные организации Министерства Программы охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства строительства Российской Федерации, других министерств и ведомств, Российской академии наук, Российской академии естественных наук Цели и задачи - концентрация финансовых, Программы материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами; создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот; организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов; создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов; реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы накопленных в стране отходов Сроки и этапы - 1996 - 2000 годы: реализации 1 этап - 1996 - 1998 годы; Программы 2 этап - 1999 - 2000 годы Перечень подпрограмм - мероприятия по научно-техническому и основных мероприятий обеспечению Программы; мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов Исполнители - органы исполнительной власти подпрограмм субъектов Российской Федерации, и основных мероприятий органы местного самоуправления, промышленные предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности Объемы и источники - общий объем финансирования - финансирования 2744,5 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств: федерального бюджета - 439,1 млрд. рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 477,4 млрд. рублей; Федерального экологического фонда Российской Федерации - 88,3 млрд. рублей; региональных и местных экологических фондов - 157 млрд. рублей; средств предприятий и привлеченных ими средств - 1582,7 млрд. рублей. По направлениям затрат: капитальные вложения - 2722,2 млрд. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 22,3 млрд. рублей Ожидаемые конечные - эффективный контроль и мониторинг результаты влияния отходов на состояние реализации Программы окружающей среды и здоровье населения; новые технологии по переработке и обезвреживанию для 16 видов отходов; уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; увеличение ресурсно-сырьевого потенциала страны и объема производимой товарной продукции; производство более 40 видов пользующейся спросом товарной продукции, изготовленной из (или с применением) отходов, объемом 10 млн. тонн ежегодно, в том числе черных, цветных, редких металлов и их соединений, строительных материалов, органических удобрений и других; прибыль от реализации продукции в объеме 693, 6 млрд. рублей в год начиная с 2000 года; предотвращенный экологический ущерб в объеме 2013 млрд. рублей в год Система контроля за - контроль за исполнением Программы исполнением осуществляется государственным заказчиком Программы Программы - Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды. Текущее управление мероприятиями осуществляет дирекция Программы, формируемая Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды. При дирекции создается наблюдательный совет, включающий представителей заинтересованных органов исполнительной власти 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 процентов. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. тонн. Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками. Неиспользуемые отходы - это миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых страна практически уже не располагает. До настоящего времени не завершена разработка эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами. Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду. Мероприятия, включенные в Программу, представляют собой научно-технические мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами и развитию системы управления в сфере обращения с отходами, а также мероприятия по строительству пилотных (опытно-промышленных, экспериментальных, демонстрационных) установок, реализация которых требует системной увязки их по срокам, ресурсам, исполнителям и формам управления и позволит отработать технологические, организационные и экономические аспекты решения проблемы отходов в стране. В дальнейшем предполагается тиражирование предприятиями технологии и техники, отработанных на реализуемых в рамках Программы пилотных проектах. Создание современной нормативной и технологической базы для формирования и реализации эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами требует программного метода на федеральном уровне при решении этой проблемы, имеющей особую значимость для функционирования экономики в целом, отдельных ее отраслей и регионов, для социального развития и условий проживания населения. 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Основными целями федеральной целевой программы "Отходы" являются создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот. К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся: организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов; создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов; реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномасштабного решения проблемы накопленных в стране отходов и технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Реализация Программы рассчитана на 1996-2000 годы. Сроки реализации мероприятий в зависимости от их масштабности и подготовленности устанавливаются от 1 до 5 лет. По каждому мероприятию определены этапы реализации, которые предусматривают предпроектные проработки, разработку технологической документации, выполнение проектов, изготовление и закупку оборудования, строительно-монтажные работы (новое строительство, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение), освоение производства и выход на проектную мощность. В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования отходов в Программе определены первоочередные мероприятия на 1996-1998 годы. Первоочередные мероприятия отличаются: наибольшей экономической эффективностью достижения эколого-экономических и социальных результатов; проработанностью технических решений и ожидаемыми позитивными результатами их осуществления; выходом на проектную мощность в основном в сроки от 1 до 3 лет; наибольшей подготовленностью к последующему тиражированию. Реализация первоочередных мероприятий позволит решить в 1996-1998 годах значительную часть поставленных в Программе задач. На первоочередных мероприятиях концентрируются финансовые, материальные и другие ресурсы, а также организационная поддержка федеральных и региональных органов государственного управления и местного самоуправления. 3. Система программных мероприятий Программные мероприятия сформированы на основе предложений отраслевых министерств и ведомств, территориальных органов исполнительной власти и природоохранных органов, исследований и разработок научных и проектных организаций. Программные мероприятия представлены по следующим направлениям: мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы (приложение N 1); мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов (приложение N 2). Мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы включают в себя разработку и совершенствование технологий по обращению с отходами и нормативно-правовых актов, необходимых для развития федеральной системы управления в сфере обращения с отходами. Мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами включают в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание или совершенствование технологий комплексной переработки отходов на более высоком техническом уровне и прогрессивных ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Мероприятия, направленные на развитие федеральной системы управления в сфере обращения с отходами, включают в себя разработку документов по правовому регулированию и нормативно-методическому обеспечению обращения с отходами, по экономическому механизму управления отходами, создание систем информационного обеспечения управления отходами и мониторинга влияния отходов на окружающую среду, разработку учебно-методической документации для подготовки и переподготовки специалистов по обращению с отходами. Одной из задач Программы, направленной на сокращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и улучшение ресурсообеспечения экономики, является реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию ряда видов твердых отходов, а также отходов, улавливаемых средозащитными сооружениями в процессе очистки сбросов в водные объекты и выбросов в атмосферу. Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает: ртутьсодержащие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли металлообработки, фосфогипс, золошлаковые отходы, нефелиновые хвосты, отходы углеобогащения, древесные отходы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, отходы сельскохозяйственного производства (включая ядохимикаты), медицинские отходы, твердые бытовые отходы, осадки городских и промышленных сточных вод, отходы добычи и переработки горнорудного сырья. Практически все отходы из приведенной выше номенклатуры являются токсичными (не ниже III класса опасности), средний уровень использования этих отходов не превышает 10-12 процентов. Таким образом, около 90 процентов образующихся отходов этой номенклатуры поступают в окружающую природную среду и являются мощнейшим фактором ее загрязнения. Потери земельных площадей под складирование таких отходов на свалках, в отвалах, хвосто- и шламохранилищах составляют сотни тысяч га. Ресурсная ценность перечисленных выше отходов подтверждена технико-экономическими исследованиями и практическими результатами, полученными на основе их опытной переработки. При включении пилотных проектов в состав программных мероприятий учитывались следующие показатели: наличие апробированных технологий и оборудования для переработки и обезвреживания отходов; наличие производственных площадей и мощностей соответствующей инфраструктуры, а также финансовых и материальных ресурсов у предприятия; готовность региональных и местных органов власти оказать финансовую и организационную поддержку реализации пилотного проекта. 4. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, Федерального экологического фонда Российской Федерации, региональных и местных экологических фондов, средств предприятий и привлеченных ими средств. В целом для реализация Программы в 1996-2000 годах требуется финансирование в объеме 2744,5 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 439,1 млрд.рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 477,4 млрд. рублей, средств Федерального экологического фонда Российской Федерации - 88,3 млрд. рублей, региональных и местных экологических фондов - 157 млрд. рублей, предприятий и привлеченных ими средств - 1582,7 млрд. рублей. Объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет в 1997-2000 годах 22,3 млрд. рублей. Объем финансирования пилотных проектов по внедрению технологий обезвреживания и переработки отходов - 2722,2 млрд. рублей. В таблице приведены объемы капитальных вложений на реализацию пилотных проектов по субъектам Российской Федерации. Выделение средств из федерального бюджета по ряду мероприятий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе". Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета. Таблица Объемы капитальных вложений на реализацию пилотных проектов по субъектам Российской Федерации ------------------------------------------------------------------- Наименование ¦Объем финансирования на весь период региона ¦реализации (млрд. рублей, в ценах 1996 года) +--------------------------------------------- ¦ всего ¦ в том числе по источникам ¦ ¦ финансирования ¦ +------------------------------------ ¦ ¦федераль-¦бюджеты¦Федераль-¦средства ¦ ¦ный ¦субъек-¦ный эко- ¦предпри- ¦ ¦бюджет ¦тов ¦логичес- ¦тий и ¦ ¦ ¦Россий-¦кий фонд ¦привле- ¦ ¦ ¦ской ¦Россий- ¦ченные ¦ ¦ ¦Федера-¦ской Фе- ¦ими ¦ ¦ ¦ции и ¦дерации, ¦средства ¦ ¦ ¦местные¦регио- ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты¦нальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и местные¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фонды ¦ ------------------------------------------------------------------- Республика 24,4 2,5 2,7 3,6 15,6 Башкортостан Республика Карелия 3,5 0,4 0,5 - 2,6 Республика Мордовия 45 5,6 10,5 8,4 20,5 Чувашская Республика 15,6 2,2 2,1 4,7 6,6 Алтайский край 90 12 49 9 20 Краснодарский край 22,6 6,8 0,6 1,2 14 Красноярский край 33,6 3,1 4,6 2,2 23,7 Архангельская область 106 17 6 3 80 Владимирская область 32 10 9 6 7 Волгоградская область 23 4,8 2,8 5,9 9,5 Вологодская область 25,2 5,8 2,3 3,4 13,7 Воронежская область 66,4 12 14 10 30,4 Калужская область 232,8 28,9 37,1 15 151,8 Кемеровская область 48 7 7,1 2,4 31,5 Костромская область 50 7,5 20 2,5 20 Ленинградская область 109,3 14,3 16 9,3 69,7 Московская область 88,7 20,5 30 8,9 29,3 Мурманская область 274,4 38 36 9 191,4 Нижегородская область 57,6 12,1 6 13,1 26,4 Новосибирская область 2,1 0,3 0,3 0,3 1,2 Пермская область 204,4 31,7 31,7 9,8 131,2 Псковская область 43 6,4 6,4 2,8 27,4 Рязанская область 30,6 4,2 13,5 4,3 8,6 Самарская область 485 72,3 88,9 36 287,8 Саратовская область 174 23,8 22,4 5,6 122,2 Свердловская область 31,8 4,9 4,5 3,9 18,5 Тверская область 100,6 12,6 29,4 12,6 46 Томская область 185,8 29,3 23,3 28 105,2 Тульская область 64,6 6,1 6,5 6,7 45,3 Тюменская область 3,2 0,2 0,5 - 2,5 Челябинская область 23,2 3,9 2,3 3,7 13,3 г. Москва 25,8 4,6 10,4 7,6 3,2 Итого 2722,2 416,8 477,4 245,3 1582,7 5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, который в случае необходимости в установленном порядке может передавать осуществление части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия Программы. Мероприятия Программы, связанные с реализацией пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов, реализуются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Текущее управление Программой осуществляется дирекцией, формируемой государственным заказчиком. Для координации и контроля выполнения Программы учреждается наблюдательный совет, в состав которого войдут специалисты Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства строительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства оборонной промышленности Российской Федерации, Министерства промышленности Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям, других заинтересованных министерств и ведомств, а также представители субъектов Российской Федерации, научных, финансовых и общественных организаций. На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования указанной Программы и направляет их в Министерство экономики Российской Федерации. Государственный заказчик Программы заключает договоры с учетом выделенных лимитов с субъектами Российской Федерации, местными органами власти, Федеральным экологическим фондом Российской Федерации, региональными и местными экологическими фондами и предприятиями. Источником финансирования мероприятий Программы могут быть целевые кредиты коммерческих банков, предоставляемые под государственные гарантии. Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональных природоохранных органов организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом главное внимание уделяется срокам и объемам выполнения программных мероприятий и заданий, целевому и эффективному использованию выделенных средств. По результатам экспертных проверок подготавливается заключение и предложения о продолжении работ и финансировании Программы, о продлении сроков и по другим вопросам реализации мероприятий Программы. Государственный заказчик Программы ежегодно направляет в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации мероприятий и эффективности использования финансовых средств. 6. Оценка ожидаемой эффективности, экологических и социально-экономических последствий от реализации Программы Результаты реализации Программы должны обеспечить: создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; увеличение ресурсно-сырьевого потенциала страны и объема производимой товарной продукции; создание и отработку эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов, эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения. Эколого- и социально-экономическими результатами проведения совокупности программных мероприятий являются: снижение на 20-30 процентов негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов переработки и обезвреживания отходов; сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов после реализации пилотных проектов; экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; накопление опыта для тиражирования проектов с целью вовлечения в процессы использования и обезвреживания образующихся и накопленных отходов; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; насыщение рынка пользующимися спросом товарами, изготовленными из (или с применением) отходов. В результате реализации пилотных проектов будет перерабатываться более 55 млн. тонн в год отходов и производиться более 40 видов товарной продукции различного назначения. Всего будет получено более 10 млн. тонн продукции в год, в том числе металлов и их соединений - 124,1 тыс. тонн, строительных материалов (кирпич, цемент, строительные и облицовочные плиты и плитки, пористый заполнитель, клинкер и другие) - 8,4 млн. тонн, пропантов - 18 тыс. тонн, угля, включая кокс, - 330 тыс. тонн, нефелиновых окатышей - 200 тыс. тонн, абразивов - 10 тыс.тонн, вторичных нефтепродуктов - 10 тыс. тонн, гранулированных древесных отходов - 5,5 тыс. тонн, органических удобрений - 560 тыс. тонн. Кроме того, будут созданы мощности по производству 100 штук в год модулей по переработке гальванических шламов, 25 штук в год установок для перевода котельных на топливную щепу, 12 штук в год блочно-модульных установок для переработки медицинских отходов, полигон в г. Томске для захоронения гальваношламов и других токсичных отходов и типовая региональная система сбора и переработки медицинских отходов. Прибыль от реализации продукции, полученной на основе переработки отходов, составит 693,6 млрд. рублей в год. Срок окупаемости капитальных вложений в производственные мощности по переработке отходов колеблется от 2 до 6 лет. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составит 2013 млрд. рублей в год. Для создания современной производственной базы по переработке и обезвреживанию отходов будут разработаны для последующего внедрения новые эффективные технологии и оборудование, а также прогрессивные ресурсосберегающие и малоотходные технологии. Для обеспечения функционирования системы управления в сфере обращения с отходами будет разработано более 50 правовых, нормативных, методических, справочных и информационных документов федерального и регионального уровня, две национальные информационные системы (учета образования, использования и размещения отходов и мониторинга отходов), более 20 учебных пособий для подготовки и переподготовки кадров в области обращения с отходами. ____________ Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Отходы" ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ +-----------------------------------------------------------------+ ¦ ¦Срок ¦Объемы фи- ¦ ¦ Наименование ¦выполне- ¦нансирова- ¦ ¦ мероприятия ¦ния ¦ния (млрд. ¦ ¦ ¦ ¦рублей, в ¦ ¦ ¦ ¦ценах 1996 ¦ ¦ ¦ ¦года) ¦ +------------------------------------------------------------------ Разработка и совершенствование 1997-2000 8 технологий и оборудования по годы, обезвреживанию и переработке отходов в том (как по видам отходов, включенным в числе в Программу, так и по другим экологически 1997-1998 4 опасным видам отходов), годах ресурсосберегающих и малоотходных технологий Разработка нормативных правовых актов по 1997-2000 1,3 сбору, транспортировке, обезвреживанию и годы, размещению токсичных промышленных и в том твердых бытовых отходов, проектированию, числе в строительству и эксплуатации полигонов 1997-1998 0,6 для обезвреживания и размещения отходов годах производства и потребления Разработка пакета нормативно-технической 1997-2000 4,9 и нормативно-методической документации годы, по вопросам обращения с отходами в том производства и потребления числе в 1997-1998 2,4 годах Разработка правовых актов и дополнений к 1997-2000 0,7 действующему законодательству, годы, направленных на экономическое в том стимулирование предприятий и числе в организаций, занимающихся сбором, 1997-1998 0,3 переработкой, обезвреживанием и годах экологически безопасным размещением отходов Создание единой системы учета 1997-2000 1,6 образования, использования, годы, обезвреживания и размещения отходов, их в том качественных и экологических числе в показателей, мест их размещения и 1997-1998 0,8 захоронения годах Создание единой системы управления 1997-2000 2,2 информационными базами данных по отходам годы, в том числе в 1997-1998 1,1 годах Разработка системы мониторинга влияния 1997-2000 3,2 отходов на окружающую среду годы, в том числе в 1997-1998 1,6 годах Разработка учебно-методической 1997-2000 0,4 документации (стандарты, программы, годы, пособия и так далее) для подготовки и в том переподготовки специалистов по обращению числе в с отходами 1997-1998 0,2 годах Итого 1997-2000 22,3 годы, в том числе в 1997-1998 11 годах ____________ Приложение N 2 к федеральной целевой программе "Отходы" ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ОТХОДОВ +-------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Срок ¦ Объемы ¦ ¦ Наименование ¦ выполне- ¦финансирования ¦ ¦ мероприятия ¦ ния ¦(млрд. рублей, в¦ ¦ ¦ ¦ценах 1996 года)¦ ¦ ¦ +----------------¦ ¦ ¦ ¦всего ¦в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦за счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федераль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета ¦ +-------------------------------------------------------------------+ Ртутьсодержащие отходы Реконструкция металлургического 1996-1999 18,9 6,4 завода Краснодарского рудника для годы, в том совместной переработки вторичного и числе в первичного ртутьсодержащего сырья 1996-1998 12,9 4,4 мощностью 5 тыс. тонн в год ртутных годах 1) отходов в Краснодарском крае Создание предприятия по переработке 2 1996-1998 16,6 4,3 млн. штук в год люминесцентных ламп и годы 100 тыс. штук в год ртутьсодержащих 1) приборов в г. Самаре Создание предприятия по переработке 1997-1998 4,8 0,4 ртутьсодержащих отходов потребления годы мощностью 2 тыс. тонн в год в г. Москве Создание установки по переработке 1997-1998 4 0,4 ртутьсодержащих электрохимических годы источников тока мощностью 500 тонн в 2) год в Рязанской области Отходы гальванического производства Создание комплекса по выделению 1996-1998 15,6 2,2 металлов из отходов гальванических годы производств мощностью 90 тыс. тонн в 1),2) год в г. Чебоксары Строительство предприятия по 1996-1998 40 4,2 переработке и утилизации годы гальванических шламов очистных сооружений мощностью 4 тыс. тонн 1),2) в год в г. Воронеже Создание производства по переработке 1996-1998 3 0,7 медно-никелевых гальванических шламов годы мощностью 2,7 тыс. тонн в год в 1) г. Калуге Строительство полигона для 1996-2000 175 28 обезвреживания, переработки и годы, в том захоронения 30 тыс. тонн в год числе в гальванических и других токсичных 1996-1998 62 14,6 1),2) годах отходов в г. Томске Создание производственных мощностей 1996-1998 8,4 2,1 по выпуску 100 штук в год модулей для годы совместной переработки 10 тыс. тонн в год отходов гальванического производства и целлюлозно-бумажной промышленности в Нижегородской 1) области Создание типовой единомодульной 1997-1998 2,1 0,3 установки обезвоживания 800 тонн в годы год осадков гальванических и травильных производств с утилизацией 2) ценных металлов в г. Новосибирске Мышьяксодержащие отходы Создание мощностей по производству 1996-1998 8,2 1,5 оксида мышьяка из отходов годы металлургической переработки концентратов сульфида мышьяка мощностью 2,5 тыс. тонн в год на обжиговом заводе в Челябинской 1) области Отходы хроматного производства Изготовление промышленной установки и 1996-1999 11,5 2 организация переработки отходов годы, в том хроматного производства мощностью 20 числе в тыс. тонн в год в г. Первоуральске 1996-1998 8,6 1,5 1) годах Свердловской области Отходы углеобогащения Создание установок по полному 1996-1999 17,8 2,9 использованию угольных шламов годы, в том мощностью 0,9 млн. тонн в год в числе в 1) 1996-1998 12,4 2,1 Кемеровской области годах Реконструкция Щуровского цементного 1996-1998 4,7 0,9 завода для использования отходов годы углеобогащения мощностью 20 тыс. тонн 1) в год в Московской области Создание цехов мощностью 0,7 млн. 1997-1998 30,2 4,1 тонн в год по экологически годы безопасному использованию отходов обогащения углей Кузнецкого бассейна 2) в Кемеровской области Золошлаковые отходы Создание технологической линии по 1996-2000 36,8 3,2 производству пропантов из годы, в том золошлаковых отходов мощностью 100 числе в тыс. тонн в год по золошлаковым 1996-1998 30,8 1,7 1) годах отходам в Тульской области Создание производства по переработке 1996-1998 30 4,8 золошлаковых отходов в цемент годы мощностью 600 тыс. тонн в год в 1) г. Жигулевске Самарской области Создание производства по совместной 1996-1998 49,2 10 переработке золошлаковых и шламовых годы отходов мощностью 120 тыс. тонн в год в г. Дзержинске Нижегородской 1) области Создание производства по совместной 1996-1998 23 4,8 переработке золошлаковых и шламовых годы отходов мощностью 60 тыс. тонн в год 1) в г. Волгограде Фосфогипс Создание производства строительных 1996-1999 174 23,8 изделий и материалов мощностью по годы, в том фосфогипсу 300 тыс. тонн в год в числе в 1) 1996-1998 98 12,6 Саратовской области годах Создание производства облицовочных и 1996-2000 25,2 5,8 перегородочных плит, стеновых блоков годы, в том и других строительных изделий из числе в фосфогипса мощностью 200 тыс. тонн в 1996-1998 16,7 4,1 1),2) годах год в Вологодской области Создание производства 1997-2000 83 10,5 кальцинированного гипса на основе годы, в том обработки фосфогипса мощностью 3,0 числе в млн. тонн в год в Ленинградской 1997-1998 45,5 5 2) годах области Создание производства стеновых камней 1997-1998 18,2 1,7 мощностью по фосфогипсу 140 тыс. тонн годы 2) в год в Республике Башкортостан Создание производства стеновых плит, 1997-2000 20,4 2,5 стеновых блоков и штукатурных смесей годы, в том мощностью по фосфогипсу 1 млн. тонн в числе в 2) 1997-1998 11,5 1,1 год в Ленинградской области годах Отходы обогащения апатито-нефелиновых руд Создание производства нефелиновых 1996-1998 50,4 6 окатышей для разжижения шлаков в годы металлургической промышленности мощностью 200 тыс. тонн в год в 1),2) г. Кировске Мурманской области Создание производства пигментной 1997-2000 224 32 двуокиси титана из сфенового годы, в том концентрата мощностью 75 тыс. тонн в числе в год в Мурманской области 1997-1998 3 0,1 годах Шламы и пыли металлообработки Создание производства по переработке 1996-1998 10,8 1,3 шламовых отходов мощностью 1 тыс. годы 1) тонн в год в г. Томске Создание кустового комплекса 1997-1998 27,8 2,9 селективного сбора, хранения и годы переработки отходов металлообработки машиностроительных предприятий мощностью 150 тыс. тонн в год в г. Туле Древесные отходы Создание производства по 1996-1998 5,9 1,3 гранулированию мягких и пылевидных годы отходов мощностью 5,5 тыс. тонн в год по продукции в Ленинградской 1),2) области Создание цехов малой мощности по 1997-2000 3,5 0,4 переработке древесной зелени годы, в том мощностью 600 тыс. куб. метров в год числе в 2) 1997-1998 1,8 0,2 в Республике Карелия годах Создание производства по изготовлению 1997-2000 20,3 2,9 оборудования для перевода котельных годы, в том на отходы лесозаготовок мощностью 25 числе в установок в год производительностью 1997-1998 9,1 1,3 25 тыс. куб. метров в год в годах 2) Свердловской области Отходы целлюлозно-бумажной промышленности Создание производства по сушке и 1996-1998 106 17 сжиганию осадков сточных вод годы мощностью 80 тыс. тонн в год в 1),2) г. Коряжме Архангельской области Создание производства по очистке 1997-2000 33,6 3,1 сточных вод мощностью 25 тыс. тонн в годы, в том год и по переработке макулатуры числе в мощностью 30 тыс. тонн в год в 1997-1998 23,2 2 1),2) годах Красноярском крае Медицинские отходы Создание производственных мощностей 1996-1998 21 4,2 по выпуску 12 штук в год годы блочно-модульных установок 5 типоразмеров производительностью от 0,5 до 10 тыс. тонн в год для плазменной переработки опасных 1) медицинских отходов в г. Москве Создание типовой региональной системы 1996-1998 15,4 4,2 сбора и переработки опасных годы медицинских отходов мощностью 10 тыс. тонн в год в г. Тольятти 1) Самарской области Сельскохозяйственные отходы Создание экспериментальной установки 1996-1998 26,6 3,8 на базе ракетного двигателя по годы переработке непригодных для использования пестицидов мощностью до 0,5 тыс. тонн в год в Рязанской 1) области Создание передвижной 1996-1998 16,4 3,4 опытно-промышленной установки годы термического обезвреживания непригодных для использования пестицидов мощностью 200 тонн в год в 1) Воронежской области Создание сооружений по безотходной 1996-1998 56 9,8 переработке осадков сточных вод годы животноводческого комплекса на 108 1) тыс. голов свиней в Тверской области Создание сооружений по безотходной 1996-2000 204,4 31,7 переработке осадков сточных вод годы, в том животноводческого комплекса на 216 числе в 1) 1996-1998 107,8 17,3 тыс. голов свиней в Пермской области годах Создание экспериментального цеха по 1996-1998 10 4,4 переработке птичьего помета мощностью годы 1250 куб. метров в сутки на 1) птицефабрике в Воронежской области Создание опытного производства 1997-1999 32 10 мощностью 200 тыс. куб.метров в год годы, в том по безотходной переработке стоков числе в животноводческого комплекса на 18 1997-1998 22 7 тыс. голов крупного рогатого скота во годах Владимирской области Твердые бытовые отходы Создание опытно-промышленной 1996-1998 84 19,6 установки по переработке твердых годы бытовых отходов и промышленных отходов в шлаковом расплаве мощностью 30 тыс. тонн в год с выпуском товарной продукции в г. Троицке 1) Московской области Создание опытно-промышленной 1996-1998 15 2,4 установки по высокотемпературной годы переработке твердых бытовых отходов мощностью 10 тыс. тонн в год в 1) г. Челябинске Строительство 1996-1999 90 18 опытно-экспериментального завода по годы, в том термической переработке твердых числе в бытовых отходов мощностью 90 тыс. 1996-1998 63 12 тонн в год в г. Бийске Алтайского годах 1) края Создание экспериментального 1997-1999 423 59 комплексного предприятия по годы, в том переработке твердых бытовых отходов числе в мощностью 270 тыс. тонн в год в 1997-1998 213 28,2 г. Самаре годах Создание производства по переработке 1997-1999 50 7,5 твердых бытовых отходов годы, в том биотермическими методами в числе в органическое удобрение и 1997-1998 36 4,4 гранулированное топливо мощностью 60 годах тыс. тонн в год в г. Костроме Осадки городских и промышленных сточных вод Создание опытно-производственного 1996-1999 44,6 2,8 комплекса по обработке осадков годы, в том городских сточных вод с числе в обезвоживанием на центрифугах 1996-1998 34,6 2,1 мощностью по сухому веществу 25 годы 1) тыс. тонн в год в г. Твери Создание опытно-производственного 1996-1999 45 5,6 комплекса по обработке осадков годы, в том городских сточных вод с применением числе в технологии двухступенчатого 1996-1998 35 4,2 сбраживания мощностью по сухому годах веществу 14,6 тыс. тонн в год в 1) г. Саранске Создание экспериментального комплекса 1996-1998 43 6,4 по переработке илового осадка и годы гальванических шламов мощностью 158 тыс. тонн в год по осадкам и 1,6 тыс. тонн в год по гальваническим 1) шламам в г. Пскове Создание установки по переработке 1997-1998 6,2 0,8 отходов производства синтетических годы жирных кислот мощностью 30 тыс. тонн в год в г. Уфе Создание установки для обезвоживания 1997-1998 3,7 0,4 осадков сточных вод годы производительностью 75 куб. метров в сутки в г. Геленджике Краснодарского края Создание установки для безреагентного 1997-1998 3,2 0,2 механического обезвоживания осадков годы биологической очистки на порофильтре и шнековом фильтр-прессе производительностью 500 куб. метров в сутки в г. Ишиме Тюменской области Строительство завода-центра по 1997-2000 229,8 28,2 использованию и обезвреживанию годы, в том сложных промышленных отходов числе в мощностью 7,9 тыс. тонн в год по 1997-1998 80,2 11,4 органическим отходам и 9,8 тыс. годах тонн в год по неорганическим отходам в г. Калуге Отходы добычи и переработки горнорудного сырья Создание производства по переработке 1996-1998 22,3 5 отходов обогащения железных руд с годы получением медного концентрата мощностью по отходам 2 млн. тонн в год и ликвидация Черемшанского шламохранилища в Свердловской 1),3) области Итого 1996-2000 2722,2 416,8 годы, в том числе в 1996-1998 1696,8 270,8 годах, в 1999-2000 1025,4 146 годах ___________________ 1) Первоочередные программные мероприятия. 2) Выделение средств из федерального бюджета осуществляется по результатам конкурсного отбора проектов. 3) Финансирование мероприятия осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Переработка техногенных образований в Свердловской области", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 738. ____________