ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П о с т а н о в л е н и е от 13 мая 1996 г. N 577 г. Москва О федеральной целевой программе "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" В целях создания условий для безопасного проживания населения в районах, прилегающих к территории производственного объединения "Маяк", и обеспечения социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие деятельности этого объединения, Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (далее именуется - Программа). 2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, и предусматривать при разработке государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение необходимых лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации Программы. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей предусматривать для финансирования мероприятий Программы привлечение средств бюджетов областей и внебюджетных источников. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин ___________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. N 577 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Cоциальная и радиационная реабилитации населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" Наименование Программы - Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года Дата принятия решения о - распоряжение Совета Министров - разработке Программы, Правительства Российской Федерации от 2 дата ее утверждения августа 1993 г. N 1351-р (наименование и номер - постановление Правительства Российской соответствующего Федерации от 13 мая 1996 г. N 577 нормативного акта) Государственные - Министерство Российской Федерации по заказчики Программы делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (координатор) Министерство Российской Федерации по атомной энергии органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей Основные разработчики - Министерство Российской Федерации по Программы атомной энергии Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Министерство социальной защиты населения Российской Федерации Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба лесного хозяйства России Российская академия наук органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей Цели и задачи Программы - решение проблем, связанных с обеспечением безопасных условий проживания в зоне влияния потенциально опасных ядерных объектов, со снижением негативных медицинских, социальных и психологических последствий радиационного воздействия на население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях, с оказанием ему высококвалифицированной медицинской помощи, улучшением уровня жизни пострадавших граждан Сроки и этапы - 1996-2000 годы реализации Программы I этап - 1996-1997 годы II этап - 1998-2000 годы Перечень подпрограмм и - снижение степени риска возникновения основных мероприятий радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения; охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию; социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и экономическая реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению; агропромышленное производство и лесное хозяйство; обеспечение экологической и радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других ядерных объектов; научное обеспечение Программы Исполнители подпрограмм - Министерство Российской Федерации по и основных мероприятий делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство Российской Федерации по атомной энергии органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей территориальные органы Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российская академия наук производственное объединение "Маяк" Объемы и источники - 1734194,9 млн. рублей, в том числе финансирования 105824,1 млн. рублей из средств бюджетов областей и 91600 млн. рублей из средств внебюджетных источников Ожидаемые конечные - снижение степени риска возникновения результаты реализации радиационных аварий и катастроф, связанных Программы с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения, обеспечение радиационной и экологической безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других ядерных объектов, улучшение состояния здоровья и повышение уровня жизни граждан, проживающих на территориях, подвергшихся радиационному воздействию Система контроля за - контроль за выполнением мероприятий исполнением Программы Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ 1. Состояние проблемы Федеральная целевая программа "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 г. N 1351-р и на основе Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Радиоактивное загрязнение Уральского региона, включающего часть территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей (более 23 тыс. кв. км), обусловлено многолетней деятельностью производственного объединения "Маяк", которое являлось источником радиоактивного загрязнения территорий, радиационного воздействия на население и продолжает оставаться потенциально опасным источником возникновения крупных радиационных аварий. Проводимые производственным объединением "Маяк" работы первоочередной государственной важности, направленные на достижение международного ядерного паритета, сопровождались беспрецедентными в мировой практике радиационными инцидентами и авариями. Из-за отсутствия надлежащих технологических мер обращения с жидкими отходами радиохимического производства и упрощенного подхода к проблеме утилизации отходов в 1949-1956 годах было сброшено 2,75 млн. Ки радиоактивных отходов в используемую населением в хозяйственных целях мелководную реку Теча, являющуюся частью речной системы Исеть-Тобол-Иртыш-Обь. В результате взрыва в 1957 году одной из емкостей с высокоактивными отходами, ветрового разноса в 1967 году радионуклидов с берегов озера Карачай, используемого для депонирования среднеактивных отходов, газо-аэрозольных выбросов предприятия и постоянного разноса радиоактивных веществ с открытой поверхности водоемов - хранилищ радиоактивных отходов произошло массовое облучение населения Уральского региона и радиоактивное загрязнение значительной части территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Свыше 900 человек, проживавших вдоль реки Теча, получили лучевую болезнь. Повышенному радиационному воздействию подверглось около 500 тыс. человек, из сельскохозяйственного оборота изъято в Челябинской, Свердловской и Курганской областях 111 тыс. га угодий. С целью ограничения дальнейшего облучения населения в 1949-1962 годах произведено переселение 7969 жителей из 39 населенных пунктов, расположенных вдоль реки Теча, и установлена санитарно-защитная зона площадью 80 кв. км. Для предотвращения дальнейшего загрязнения речной системы в верховьях реки Теча был создан каскад непроточных водоемов-накопителей и были прекращены сбросы в реку Теча значительного количества радиоактивных отходов. После аварии в 1957 году в производственном объединении "Маяк" на основании оценки радиационной обстановки было эвакуировано население с загрязненных территорий, в 1957-1960 годах произведено переселение жителей из 23 населенных пунктов. Введен режим ограничения хозяйственной деятельности на части загрязненной территории, снижен уровень радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции за счет оптимизации землепользования и внедрения специальных технологий, дезактивации части территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, прекращен сброс радиоактивных отходов в реку Теча и создан каскад непроточных водоемов в ее пойме, значительно снижено количество выбросов радионуклидов в атмосферу. Радиоактивное загрязнение части территорий Уральского региона и многолетняя деятельность производственного объединения "Маяк" отрицательно повлияли на здоровье населения и социально-экономическое развитие региона. Разрушение социально-производственной инфраструктуры, изъятие из землепользования пахотных и пастбищных угодий привели к деформации демографических, миграционных и других социальных процессов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Принятые до 1992 года меры по ослаблению последствий радиоактивного загрязнения региона не соответствовали реальному экономическому ущербу, не охватили всего пострадавшего населения и не обеспечили в полной мере защиты здоровья населения, экологической и экономической реабилитации загрязненных территорий. Не направлялись специальные инвестиции на компенсацию ущерба, нанесенного социально-экономической сфере пострадавших районов. Компенсационные выплаты жителям, предоставление жилья, создание условий жизнедеятельности на новом месте жительства оказались неадекватными фактическому ущербу. Медицинское наблюдение и лечение проводились в недостаточных объемах и не охватывали всего пострадавшего населения. Действующий в настоящее время режим ограничений сдерживает хозяйственную деятельность и ограничивает нормальную жизнедеятельность населения, проживающего на загрязненных территориях. Вместе с тем эффект привыкания и пренебрежение к основным требованиям режима способствуют дополнительному облучению населения. Состояние социально-экономической сферы радиоактивно загрязненных районов Челябинской, Курганской и Свердловской областей характеризуется показателями, особенно в сельской местности, более низкими, чем в среднем по этим областям и Российской Федерации в целом. В населенных пунктах, расположенных на загрязенных территориях, низок уровень материально-технической базы здравоохранения, народного образования, культуры. Жилые дома построены более тридцати лет назад без инженерного обустройства. Слабо развиты сети внутрихозяйственных дорог и газоснабжения, имеются серьезные проблемы в водоснабжении. Вследствие многолетнего проживания в зоне повышенного радиационного риска при отсутствии объективной информации об опасности у большинства жителей этих районов сформировалась радиофобия. Социально-психологическая ситуация в регионе характеризуется устойчивым состоянием напряженности и тревожности, особенно за судьбы будущих поколений. Несмотря на значительный объем выполненных реабилитационных работ и технологических усовершенствований, производственное объединение "Маяк" продолжает оставаться потенциально опасным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды и радиационного облучения населения. Накоплено более 600 млн. Ки жидких высокоактивных отходов, которые не могут быть переработаны в полном объеме на действующих установках, около 13 млн. Ки твердых высокоактивных и около 30 тыс. Ки средне- и низкоактивных отходов. В каскаде промышленных водоемов на реке Теча накоплено около 400 млн. м3 загрязненной воды. Более 120 млн. Ки радиоактивных отходов накоплено в водоемах-хранилищах "Карачай" и "Старое болото". Теченский каскад водоемов, водоемы - хранилища жидких отходов, емкости - хранилища высокоактивных отходов в настоящее время представляют реальную угрозу для окружающей среды и являются источником повышенного риска для населения. С целью компенсации ущерба, нанесенного социально-экономической сфере региона, и предотвращения дальнейшего радиоактивного загрязнения в 1993 году была принята Государственная программа Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года (далее именуется программа 1993 года), в которой предусматривались меры по ликвидации источников радиоактивного загрязнения, осуществлению контроля эколого-радиационной обстановки и радиационной реабилитации территорий, охране здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию. Одной из главных установок Программы 1993 года была ликвидация сложившегося отставания в развитии социальной и производственной инфраструктуры пострадавших территорий. Значительная часть финансовых средств была направлена на оснащение действующих медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений современным оборудованием и обеспечение их лекарствами, осуществление постоянного контроля за здоровьем пострадавших граждан, их лечение и реабилитацию. В медико-дозиметрические регистры внесены данные на 126174 человека. Созданы центры детской реанимации, в Челябинской области организуется центр нейтронной терапии на базе Всероссийского научно-исследовательского института технической физики. Введены в действие жилые дома общей площадью более 119 тыс. кв. м, станция скорой помощи и водолечебница, поликлиники на 1725 посещений в смену, продолжается строительство онкологического диспансера и областного родильного дома в г. Челябинске. Для контроля эколого-радиационной обстановки организуется радиоэкологический мониторинг, позволяющий следить за степенью загрязнения окружающей среды. Созданы банки данных первичной радиоэкологической информации, крупномасштабные карты плотности загрязнения части пойменных земель реки Теча, ряда населенных пунктов цезием-137. Выполнен значительный объем работ, направленных на снижение риска возникновения новых аварий и катастроф, ликвидацию источников радиоактивного загрязнения. Вместе с тем из-за неудовлетворительного финансирования предусмотренные в Программе 1993 года мероприятия по социальной, медицинской и радиационной реабилитации территорий реализованы лишь на 4-10 процентов. Уровень обеспечения населения жильем, медицинскими учреждениями, укомплектования их кадрами медицинских работников остается низким, не хватает медицинского оборудования и лекарственных средств. Со значительным отставанием осуществлялись мероприятия по снижению неблагоприятного влияния производственного объединения "Маяк" на радиационную обстановку в регионе. В критическом положении находятся радиационно опасные объекты - водоем "Карачай" и Теченский каскад водоемов. 2. Цели Программы Целями Программы является решение комплекса проблем, связанных с обеспечением безопасных условий проживания в зоне влияния ядерных объектов, со снижением негативных медицинских, социальных и психологических последствий радиационного воздействия на здоровье населения Уральского региона, с оказанием ему высококвалифицированной медицинской помощи, улучшением условий жизни (приложение N 1). Указанные цели достигаются путем снижения степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидации источников радиоактивного загрязнения, создания условий для систематического наблюдения за состоянием здоровья облученных, выявления среди них больных, их лечения и оздоровления, оказания помощи в преодолении психологической напряженности людям, подвергшимся облучению, экономической и социальной реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию, организации системы эколого-радиационного контроля и оздоровления населения пострадавших территорий. Предусмотренные Программой меры являются продолжением начатых в 1992 году работ по радиационной реабилитации Уральского региона, которые разделены на 2 этапа. На первом этапе необходимо завершить предусмотренные в Программе 1993 года первоочередные меры по ликвидации последствий аварийных ситуаций и снижению степени риска возникновения новых радиационных аварий и катастроф. В связи с отсутствием в настоящее время официальных данных по накопленным населением дозам радиационного облучения на первом этапе (1996-1997 годы) в качестве критерия проведения реабилитационных мероприятий принимаются уровни радиоактивного загрязнения местности, на втором этапе (1998-2000 годы) - показатели расчетных доз облучения населения, подвергшегося радиационному воздействию. На первом этапе, наряду с проведением практических мероприятий, уточняются карты радиоактивного загрязнения территорий, дорабатывается методика расчета доз облучения населения, проживающего на этих территориях, и на ее основе производятся расчет доз облучения и уточнение численности населения, подвергшегося радиационному воздействию, по категориям, определенным Концепцией радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, принятой в 1995 году Российской научной комиссией по радиационной защите. На втором этапе с учетом численности указанных категорий населения уточняется и конкретизируется адресность специализированной медицинской помощи и других мероприятий по социальной защите граждан и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, продолжаются работы по ликвидации источников радиоактивного загрязнения. 3. Снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения Предотвращение крупномасштабных радиационных аварий и радиоактивного загрязнения территорий, прилегающих к производственному объединению "Маяк", заключается в решении комплекса технологических и геотехнических задач, направленных на ликвидацию источников риска. К таким источникам относятся технологические емкости с высокоактивными отходами, озеро Карачай, линза радиоактивно загрязненных подземных вод под ним, Теченский каскад промышленных водоемов - хранилищ низкоактивных отходов, грунтовые могильники твердых радиоактивных отходов, интенсивно загрязненные объекты территории промышленной площадки предприятия. Основой комплексного решения проблемы предотвращения аварий является создание замкнутой схемы обращения с радиоактивными отходами, предусматривающей сокращение объемов хранящихся жидких радиоактивных отходов, концентрирование их на всех уровнях активности с последующим их отверждением и контролируемое технологическое хранение. Это позволит исключить сброс средне- и низкоактивных отходов в поверхностные водоемы, освободить технологические емкости для временного хранения части жидких радиоактивных отходов. После прекращения сбросов жидких радиоактивных отходов в поверхностные водоемы-хранилища предполагается ликвидация водоемов-хранилищ, и в первую очередь водоема "Карачай", упорядочение хранения твердых радиоактивных отходов в грунте. В Программе предусматривается: полное закрытие акватории водоема "Карачай"; завершение строительства цеха отверждения жидких среднеактивных отходов; перевод жидких высокоактивных отходов в безопасную форму методом остекловывания; ликвидация источников радиоактивного загрязнения территорий (выведенные из эксплуатации и имеющие высокие уровни загрязнения технологические здания); экологическая реабилитация (ликвидация) водоема N 17, который после ликвидации водоема "Карачай" станет основным источником радиационной опасности; стабилизация и в дальнейшем снижение уровня воды в Теченском каскаде водоемов для обеспечения их безопасной эксплуатации; локализация загрязненных подземных вод, сформировавшихся под водоемом "Карачай"; пуск северного "куста" откачных скважин для перехвата потока подземных грунтовых вод и частичного предотвращения проникновения грунтовых вод в каскад водоемов; строительство очистных сооружений для загрязненных радионуклидами сточных вод промышленной площадки производственного объединения "Маяк". Кардинальным решением проблемы обеспечения безопасности эксплуатации каскада промышленных водоемов является сооружение Южно-Уральской атомной станции. Ввод в эксплуатацию только одного энергоблока станции позволит стабилизировать уровень воды в водоемах-хранилищах за счет испарения более 7 млн. м3 воды в год. 4. Охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию В Программе предусматриваются следующие мероприятия в области охраны здоровья населения: повышение эффективности системы контроля за состоянием здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, на базе создания и функционирования специализированных медико-дозиметрических регистров; создание эффективной системы оздоровления населения, предусматривающей развитие сети и оптимизацию структуры медицинских учреждений; повышение эффективности профилактики, выявление на ранней стадии и лечение заболеваний, предупреждение инвалидности и реабилитация населения, подвергшегося радиационному воздействию и проживающего на радиоактивно загрязненных территориях; обеспечение ежегодного осмотра населения, проживающего на загрязненных территориях, диспансеризация и углубленное обследование лиц из групп повышенного риска; предоставление гражданам специализированной медицинской помощи по наиболее распространенным видам заболеваний. Для выполнения указанных задач предусматриваются обеспечение лечебно-профилактических учреждений лечебно-диагностической аппаратурой и лекарственными препаратами, создание новых специализированных медицинских учреждений, укомплектование их кадрами специалистов, в частности развитие Уральского научно-профилактического центра радиационной медицины в г. Челябинске, создание на его базе медицинского реабилитационного центра для лиц, подвергшихся воздействию радиации, укрепление материально-технической базы сети территориальных учреждений здравоохранения для проведения регулярной диспансеризации граждан и их детей, улучшение стоматологической помощи, оказываемой населению пострадавших территорий. В Программе предусматриваются строительство больниц на 1875 коек, поликлиник на 1070 посещений в смену, расширение и реконструкция действующих учреждений здравоохранения, развитие местной оздоровительной базы, дооснащение оборудованием санаторно-курортных учреждений, меры по подготовке и переподготовке медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических кадров, развитие контрактной системы найма. 5. Социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и экономическая реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению В настоящее время на территориях Уральского региона, подвергшихся воздействию радиации, социально-психологическая ситуация характеризуется устойчивым состоянием напряженности, тревожности, особенно за судьбы будущих поколений. Очень важной является проблема медицинской и социальной адаптации детей к условиям проживания на пострадавших территориях. У подавляющего большинства детей снижены устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов, умственная и физическая работоспособность. В Программе предусматривается решение следующих задач в этой области: организация службы социально-психологической и правовой поддержки населения загрязненных радионуклидами территорий, ее методологическое обеспечение и сопровождение; формирование системы отношений со средствами массовой информации, партиями и общественными движениями, культурно-национальными центрами, экологическими организациями; организация социологического и психологического мониторинга на территориях, подвергшихся радиационному воздействию; обеспечение социально-педагогической помощи детям и подросткам. Экономическая реабилитация территорий предусматривает: повышение благосостояния населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, ликвидацию отставания в социальном развитии пострадавших районов, доведение обеспеченности населения местами в общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и клубах до средних показателей по Курганской, Свердловской и Челябинской областям; обеспечение жителей, подвергшихся воздействию радиации, благоустроенным жильем; переселение жителей, пострадаваших в результате радиационной аварии в производственном объединении "Маяк", в первую очередь эвакуированных и участников ликвидации последствий аварии, из ветхих и аварийных домов в благоустроенные дома; улучшение обеспечения населения питьевой водой, соответствующей по качеству действующим нормативам, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, а также инженерного обустройства населенных пунктов. Планируется строительство жилых домов общей площадью 168,6 тыс. кв. м, общеобразовательных школ на 9268 ученических мест, детских дошкольных учреждений на 1640 мест, домов-интернатов для престарелых на 924 места, газовых сетей протяженностью 408 км. 6. Агропромышленное производство и лесное хозяйство Радиационные загрязнения, произошедшие в 1957 и 1967 годах, наиболее негативно проявились в сельском хозяйстве. Изъятию из землепользования подверглась значительная часть сельскохозяйственных угодий, на большой территории введены ограничения на производство продукции. Эти ограничения и сдержанная инвестиционная политика в отношении хозяйств, расположенных в загрязненных районах, привели к снижению урожайности и резкому падению производства продукции, экономической отсталости пострадавших хозяйств, сокращению рабочих мест, нарушению социально-демографической структуры сельского населения и снижению уровня его жизни. В Программе предусматривается: повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий путем улучшения плодородия почв и применения высокоэффективных приемов агротехники, что позволит снизить попадание радионуклидов в сельскохозяйственную продукцию; агромелиоративное улучшение естественных кормовых угодий; создание кормовой базы для молочного скота, принадлежащего населению, использующему в настоящее время заливные и лесные малопродуктивные пастбища, путем залужения пахотных угодий на незагрязненных территориях; увеличение производства местных органических и минеральных удобрений с использованием их в первую очередь в хозяйствах пострадавших районов; создание условий для перепрофилирования животноводства, имея в виду максимальное развитие свиноводства и птицеводства как наиболее радиационно безопасных и экономически эффективных отраслей животноводства; охрана лесов от пожаров, использование лесных площадей для обеспечения потребностей общественных и личных хозяйств в топливе и кормах для животных; проведение лесопосадок на радиационно опасных территориях в поймах рек Теча и Исеть и в неперспективных в сельскохозяйственном отношении загрязненных угодьях; стимулирование развития рыбного хозяйства в пострадавших районах; укрепление областных служб радиационного контроля за содержанием радионуклидов в почве и сельскохозяйственной продукции; модернизация и перевооружение предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, в том числе с лечебно-профилактическими свойствами. 7. Обеспечение экологической и радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других ядерных объектов В области контроля радиационного и химического загрязнения окружающей среды на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в Программе предусматривается: уточнение границ радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона, пострадавших в результате деятельности производственного объединения "Маяк"; завершение создания карт радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона; организация регулярных наблюдений за уровнями радиационного и химического загрязнения окружающей среды; совершенствование, развитие и кооперирование ведомственных систем наблюдения и контроля состояния окружающей среды; мониторинг облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях; создание системы комплексного радиационного мониторинга в регионе и единого информационного центра; контроль за соблюдением нормативов содержания радиоактивных и химических веществ в питьевой воде и продуктах питания; снижение уровня дозы облучения населения, проживающего в пойме реки Теча; регулирование гидрологического режима реки Теча посредством отвода излишних паводковых вод из Иртяшско-Каслинской системы озер от реки Теча, снижение выноса радионуклидов в речную систему; реабилитация поймы реки Теча, в первую очередь в районе села Муслюмово и на участке от Асановских болот до села Муслюмово, с проведением специальных агромелиоративных мероприятий, лесотехнических, гидрологических и природоохранных работ; организация прямого оперативного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов местного управления в чрезвычайных ситуациях на основе разработки, создания и внедрения прикладных геоинформационных систем с электронными картами. 8. Научное обеспечение Программы Специфика радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона в совокупности со сверхнакоплением радиоактивных отходов на территории промышленной площадки производственного объединения "Маяк" требует комплексного подхода к решению проблем радиоэкологической, медицинской и социальной реабилитации населения и территорий, проведения комплексной оценки ситуации, выявления тенденции ее изменения. Планируется: продолжение инженерно-геологических и геофизических изысканий и создание единой системы мониторинга подземных и поверхностных вод в районе производственного объединения "Маяк"; разработка научно обоснованных рекомендаций по локализации линзы загрязненных радионуклидами подземных вод под озером Карачай; разработка двухстадийной технологии отверждения высокоактивных отходов с использованием прямоточного испарителя и индукционного плавителя с холодным тиглем; разработка технологий переработки, хранения и захоронения накопленных радиоактивных отходов; разработка и совершенствование методов комплексного экологического и радиационного мониторинга, в том числе сельскохозяйственных угодий; комплексное медико-эпидемиологическое исследование влияния радиационного и нерадиационных факторов на здоровье населения и разработка критериев для его оценки; исследование изменения иммуногематологического статуса, генетических нарушений и других отклонений в состоянии здоровья у потомков лиц, проживавших и проживающих на радиоактивно загрязненных территориях; разработка рекомендаций по совершенствованию медицинской помощи лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", повышению адаптационных возможностей населения в условиях длительного радиационного и общего техногенного воздействия; оценка доз облучения населения; прогнозирование социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению; разработка рекомендаций по совершенствованию системы социальных гарантий, включающей законодательные и нормативные акты; разработка технологий получения витаминизированных продуктов питания с улучшенными лечебно-профилактическими свойствами, переработки сельскохозйственного сырья, загрязненного ксенобиотиками; разработка руководства по комплексной радиационно-экологической реабилитации и развитию агропромышленного производства на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. 9. Международное сотрудничество Необходимость скорейшего решения проблем, возникших в результате многолетней деятельности производственного объединения "Маяк", их чрезвычайность и сложность требуют расширения международного научно-технического сотрудничества. В ходе реализации мероприятий по международному сотрудничеству, связанному с радиационной реабилитацией Уральского региона, установлены деловые связи с научными организациями США, Японии, Франции, ФРГ, Австралии, Европейской Комиссией, Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями. Сотрудничество ведется на основе заключенных межгосударственных и межправительственных соглашений. В Программе предусматриваются организация и проведение специализированных конференций и совещаний, стажировка российских ученых и специалистов за рубежом, прием зарубежных ученых и специалистов, разработка и реализация совместных проектов в области радиационной реабилитации населения и территорий. 10. Финансирование Программы Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 1734194,9 млн. рублей, в том числе 1536770,8 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 105824,1 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 91600,4 млн. рублей за счет внебюджетных источников. Кроме того, на приобретение импортного оборудования и приборов предусматриваются валютные ассигнования в объеме 14 млн. долларов США. Объем ассигнований на 1996 год составляет 300693,3 млн. рублей, в том числе 252310 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Объемы бюджетных ассигнований, предназначенных для реализации Программы, не включают затраты, связанные с предоставлением льгот и компенсаций гражданам, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Объемы финансирования мероприятий Программы представлены в приложении N 2. 11. Механизм реализации Программы, организация управления и контроль за ходом ее реализации Программа реализуется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство Российской Федерации по атомной энергии и органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей. Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками. Органами исполнительной власти областей и производственным объединением "Маяк" ежегодно разрабатываются мероприятия по реализации Программы, согласованные с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Координация и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляются Территориальным управлением по радиационной реабилитации Уральского региона Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Челябинск), которое работает в тесном взаимодействии с территориальными структурами заинтересованных министерств и ведомств и органами исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей. В органах исполнительной власти указанных областей выполнение мероприятий Программы организуют отделы (в Свердловской области - дирекция). На них возлагается также контроль за эффективностью работ. Методическое руководство деятельностью этих отделов (дирекции) осуществляет Территориальное управление по радиационной реабилитации Уральского региона Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководство научным обеспечением Программы осуществляет региональный научный совет, входящий (на правах секции) в научно-технический совет Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Тематический план научных исследований утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации по атомной энергии и органами исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей в установленном порядке. Финансирование научных работ производится на основе договора между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации по атомной энергии и органами исполнительной власти указанных областей. Отчеты о научных исследованиях по основным направлениям и предложения по внедрению их результатов представляются поэтапно в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство Российской Федерации по атомной энергии. Порядок финансирования и учета расходов на выполнение Программы, а также составления отчетности об использовании выделенных на ее реализацию средств определяется нормативными документами Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Порядок и механизм управления реализацией Программы могут уточняться на основании совместных решений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства Российской Федерации по атомной энергии и органов исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей. Контроль за выполнением Программы осуществляется государственными заказчиками. Государственные заказчики ежегодно, до 1 февраля, представляют в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования бюджетных и других средств. 12. Оценка ожидаемой эффективности и социально- экономических последствий реализации Программы В результате реализации Программы ожидается снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, оздоровление населения районов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии в производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, снижение возможных негативных последствий радиационного воздействия на здоровье граждан, повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению, и улучшение условий проживания граждан на пострадавших территориях _____________ Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" МЕРОПРИЯТИЯ по реализации федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (млн. рублей, в ценах 1996 года) ---------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ В том числе ¦ +------------------------- Наименование мероприятий ¦Затраты -¦ 1996 ¦1997 ¦ 1998- ¦всего ¦ год ¦год ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦ годы ---------------------------------------------------------------------- 1. Снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения Переработка накопленных жидких 15200 2500 3200 9500 радиоактивных отходов на установке фракционирования УЭ-35 Отработка двухстадийной 3900 350 800 2750 технологии отверждения высокоактивных отходов на печи ИПХТ Отработка технологии переработки 3200 300 700 2200 высокоактивных отходов на печи с защитой электродов диоксидом олова Комплексное обследование и 29350 2780 4750 21820 выполнение необходимых работ для обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений водоемов - накопителей жидких радиоактивных отходов Дезактивация территорий в 23500 3800 5600 14100 промышленной и санитарно-защитной зоне и консервация радиационно-опасных объектов Проведение режимных наблюдений за 15150 2519 3000 9631 состоянием геологической среды, водного и воздушного бассейнов в зоне производственного объединения "Маяк" (район водоема "Карачай" и Теченского каскада водоемов) Переработка дренажных и подземных 4000 570 700 2730 вод, в том числе на установке ДОУ-10 Ликвидация акватории водоема "Карачай" (капитальные вложения) - всего 60809 14968 9029 36812 в том числе водоснабжение 18400 4070 6200 8130 пос. Новогорный Строительство цеха отверждения 31200 9720 10000 11480 среднеактивных отходов (капитальные вложения) Стабилизация уровня низкоактивных отходов в каскаде водоемов-хранилищ (капитальные вложения) - всего 34039 1112 6471 26456 в том числе: строительство I 31191 1112 5623 24456 очереди очистных сооружений сточных вод промышленной площадки (капитальные вложения) проектирование комплексной схемы 2848 - 848 2000 водопонижения водоема N 11 (капитальные вложения) 1) Строительство I очереди ЮАС 4263732 199800 757242 3306690 Создание II очереди цеха 8300 8300 - - остекловывания высокоактивных отходов (капитальные вложения) Проектирование комплексной схемы 1500 - - 1500 ликвидации водоема N 17 (капитальные вложения) Строительство комплекса 19000 1500 2000 15500 переработки твердых радиоактивных отходов (капитальные вложения) Локализация линзы загрязненных 6000 1500 2000 2500 вод водоема "Карачай" с проектно-изыскательскими работами (капитальные вложения) Консервация зданий N 190, 191 14500 4000 3500 7000 (капитальные вложения) ИТОГО 305648 53919 63750 187979 _______________ 1) Источники финансирования строительства первого блока ЮАС определяются отдельным решением Правительства Российской Федерации. 2. Охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию Развитие и обеспечение работы 3315,6 306 630 2379,6 медико-дозиметрического регистра (в том числе специализированного) граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков - всего в том числе: Челябинская область 1657,8 156 315 1186,8 Курганская область 1105,1 100 210 795,1 Свердловская область 552,7 50 105 397,7 Целевая диспансеризация лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков - всего 23909 1802 4536,2 17570,8 в том числе: Челябинская область 10078,8 500 1915,2 7663,6 Курганская область 6962,2 660 1323 4979,2 Свердловская область 6868 642 1298 4928 Совершенствование специализированной медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их потомкам - всего 8820,9 853 1699 6268,9 в том числе: Челябинская область 3145,4 292,8 600 2252,6 Курганская область 1205 134,2 247 823,8 Свердловская область 4470,5 426 852 3192,5 Создание и обеспечение деятельности реабилитационных отделений для лиц, подвергшихся воздействию радиации, и их потомков - всего 9946,3 910 1890 7146,3 в том числе: Челябинская область 2762,9 260 525 1977,9 Курганская область 6630,7 600 1260 4770,7 Свердловская область 552,7 50 105 397,7 Обеспечение квалифицированными кадрами лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических учреждений на радиоактивно загрязненных территориях - всего 2122,1 160 403,2 1558,9 в том числе: Челябинская область 740,5 70 140,7 529,8 Курганская область 608 50 115,5 442,5 Свердловская область 773,6 40 147 586,6 Дополнительное обеспечение оборудованием и лекарственными средствами лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, обслуживающих население, подвергшееся воздействию радиации, а также учреждений интернатного типа на радиоактивно загрязненных территориях для престарелых, инвалидов, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, - всего 97970 11459 18510,8 68000,2 в том числе: Челябинская область 52493,5 6500 9925 36068,5 Курганская область 28346,8 3015 5330,8 20001 Свердловская область 17129,7 1944 3255 11930,7 Приобретение импортного медицинского оборудования и приборов для обеспечения лечебно-профилактических учреждений (валютные ассигнования, млн. долларов США) - всего 14 2,66 4 7,34 в том числе: Челябинская область (оснащение медицинского реабилитационного центра для облученных лиц в г. Челябинске) 10 2 3 5 Курганская область 2 0,16 0,7 1,14 Свердловская область 2 0,5 0,3 1,2 Обеспечение работы регионального 442,4 39,9 84,1 318,4 и специализированных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию (средства передаются в распоряжение Минздравмедпрома России) Совершенствование стоматологической помощи лицам, подвергшимся воздействию радиации, включая организацию зубопротезных отделений, - всего 6661,2 623 1265,8 4772,4 в том числе: Челябинская область 4561,4 423 866,8 3271,6 Курганская область 1105,1 100 210 795,1 Свердловская область 994,7 100 189 705,7 Развитие деятельности учреждений общего оздоровления, расходы на оздоровление детей, обеспечение дополнительным питанием и витаминизированными продуктами детей, беременных женщин и кормящих матерей - всего 42341,5 4430,3 8240,1 29671,1 в том числе: Челябинская область 25868,3 2330 5144,5 18493,8 Курганская область 11097,1 1467,5 2077,6 7552 Свердловская область 5376,1 732,8 1018 3625,3 Дополнительные расходы на лечение детей и взрослых в специализированных центрах и научно-исследовательских институтах, в том числе за рубежом, - всего 600 81 120 399 в том числе: Челябинская область 200 21 40 139 Курганская область 200 40 40 120 Свердловская область 200 20 40 140 Минимизация медицинского облучения населения в целях снижения индивидуальной дозы облучения жителей загрязненных радионуклидами территорий - всего 240 35 48 157 в том числе: Челябинская область 120 13 24 83 Курганская область 100 20 20 60 Свердловская область 20 2 4 14 Развитие материально-технической 219302 37146 45491 136665 базы здравоохранения и реабилитационных учреждений (капитальные вложения) ИТОГО 415671 57845,2 82918,2 274907,6 3. Социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и экономическая реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению Обеспечение деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, - всего 3640 265 732 2643 в том числе: Челябинская область 830 85 167 578 Курганская область 2300 130 460 1710 Свердловская область 510 50 105 355 Социально-психологическая реабилитация детей и подростков в семье и школе, подвергшихся радиационному воздействию, - всего 3040 312 623 2105 в том числе: Челябинская область 1850 197 373 1280 Свердловская область 1190 115 250 825 Мониторинг социально-психологического состояния населения, подвергшегося радиационному воздействию, - всего 2112 165 422 1525 в том числе: Челябинская область 845 85 169 591 Курганская область 845 80 169 596 Свердловская область 422 - 84 338 Создание и обеспечение деятельности кабинетов (пунктов) для работы с населением по вопросам радиационной безопасности, правовой защиты, социально-психологической реабилитации населения; подготовка специалистов - всего 4417 293,9 899,4 3223,7 в том числе: Челябинская область 1813,5 196,9 368,7 1247,9 Курганская область 1813,5 97 368,7 1347,8 Свердловская область 790 - 162 628 Строительство жилых домов для участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк" и переселенных жителей (капитальные вложения) - всего 291358 40955 59672 90731 в том числе: Челябинская область 239000 35314 50000 153686 Курганская область 23758 2559 5272 15927 Свердловская область 28600 3082 4400 21118 Строительство объектов социально-культурной сферы (капитальные вложения) - всего 129544 41237 27329 60978 в том числе: Челябинская область 105200 25299 22605 57296 Курганская область 7334 4536 1526 1272 Свердловская область 11785 10174 1611 - Коммунальное строительство (капитальные вложения) - всего 138967 46191 28423 64353 в том числе: Челябинская область 95300 35781 19850 39669 Курганская область 28282 7026 6510 14746 Свердловская область 13885 3384 2063 8438 Строительство дорог, объектов транспорта, связи, инженерных коммуникаций (капитальные вложения) - всего 63842 21478 10010 32354 в том числе: Челябинская область 36000 6842 7600 21558 Курганская область 5872 2276 1250 2346 Свердловская область 21970 12360 1160 8450 ИТОГО 636920 150896,9 128110,4 357912,7 4. Агропромышленное производство и лесное хозяйство Проведение специальных мероприятий по ведению сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения с целью получения продукции, соответствующей по качеству действующим нормативам, - всего 28650 3633,2 5360 19656,8 в том числе: Челябинская область 16000 2602,9 3200 10197, Курганская область 5550 449 1200 3901 Свердловская область 7100 581,3 960 5558,7 Укрепление служб контроля за загрязнением почв, сельскохозяйственной продукции радионуклидами и другими токсикантами, включая приобретение радиометрической и другой аппаратуры, - всего 6600 434 1370 4796 в том числе: Челябинская область 5100 250 1020 3830 Курганская область 500 59 100 341 Свердловская область 1000 125 250 625 Обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания, продукцией сельского и лесного хозяйства, в том числе с лечебно-профилактическими свойствами - всего 8054,2 730 1645 5679,2 в том числе: Челябинская область 3000 320 600 2080 Курганская область 4054,2 368 900 2786,2 Свердловская область 1000 42 145 813 Добыча и переработка минеральных удобрений из сырья местных источников (торфа, сапропеля, глауконита и других) и приобретение техники - всего 4000 193 680 3127 в том числе: Челябинская область 1500 110 300 1090 Курганская область 500 59 100 341 Свердловская область 2000 24 280 1696 Снижение дозового облучения населения в результате употребления в пищу продукции животноводства и птицы с учетом перепрофилирования хозяйств на развитие свиноводства и птицеводства - всего 3800 461 750 2589 в том числе: Челябинская область 3000 240 600 2160 Курганская область 800 221 150 429 Проведение комплекса работ по лесному хозяйству на территории ВУРСа и залесению радиационно-опасных территорий в пойме реки Теча и на неперспективных загрязненных сельскохозяйственных угодьях - всего 17440 884 3280 13276 в том числе: Челябинская область 12575 540 2530 9505 Курганская область 3390 294 670 2426 Свердловская область 1475 50 80 1345 Подготовка и повышение квалификации специалистов агропромышленного комплекса и лесного хозяйства - всего 725 75,5 145 504,5 в том числе: Челябинская область 500 50 100 350 Курганская область 200 22,5 40 137,5 Свердловская область 25 3 5 17 Создание малых предприятий по переработке и хранению продуктов питания (мясоперерабатывающие и овощеконсервные предприятия, овощехранилища) и складских помещений для хранения удобрений и средств защиты растений (капитальные вложения) - всего 37149 1653 7774 27722 в том числе: Челябинская область 32000 1303 7000 23697 Курганская область 2574 350 774 1450 Свердловская область 2575 - - 2575 Создание в Челябинской области 18000 - 3800 14200 предприятий по производству экологически чистых продуктов питания, предназначенных для детей и больных граждан, подвергшихся радиационному воздействию (капитальные вложения) ИТОГО 124418,2 8063,7 24804 91550,5 5. Обеспечение экологической и радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других ядерных объектов Создание карт интегрального загрязнения от всех источников стронцием-90, цезием-137, изотопами плутония на территории Уральского региона в границах Челябинской, Курганской и Свердловской областей в масштабе 1:200000 по состоянию на 1957 и 1995 годы и карт пойм рек Течи и Исеть в масштабе 1:10000 по состоянию на 1995 год - всего 1340 729,7 610,3 - в том числе: Челябинская область 750 400 350 - Курганская область 160 40 120 - Свердловская область 430 289,7 140,3 - Контроль радиационного и химического загрязнения объектов окружающей среды в зоне влияния производственного объединения "Маяк", совершенствование системы и методов радиационного и экологического контроля - всего 8324,9 845 1656,7 5823,2 в том числе: Челябинская область 6950 700 1370 4880 Курганская область 402,9 30 61,7 311,2 Свердловская область 972 115 225 632 Мониторинг облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, - всего 3056 315 686,5 2054,5 в том числе: Челябинская область 1290,5 160 366 764,5 Курганская область 955,5 80 175,5 700 Свердловская область 810 75 145 590 Обеспечение реабилитационных работ в пойме реки Теча - всего 9500 1050 1990 6460 в том числе: Челябинская область 5000 600 1100 3300 Курганская область 4500 450 890 3160 Развитие системы управления территорией в кризисных ситуациях - всего 10500 800 2300 7400 в том числе: Челябинская область 7500 550 1700 5250 Курганская область 1500 150 300 1050 Свердловская область 1500 100 300 1100 Создание системы информационно-аналитической поддержки работ по социальной, экологической, экономической защите населения, проживающего в зоне влияния ядерных объектов, - всего 8500 684,9 1700 6115,1 в том числе: Челябинская область 5500 424,9 1100 3975,1 Курганская область 1500 160 300 1040 Свердловская область 1500 100 300 1100 Образование регионального 4000 415,6 1000 2584,4 учебно-информационного центра по проблемам радиоэкологии и техногенной безопасности (Челябинская область) Подготовка специалистов по вопросам радиоэкологии - всего 700 56,4 160 483,6 в том числе: Челябинская область 500 40 100 360 Курганская область 50 6,4 10 33,6 Свердловская область 150 10 50 90 Укрепление лабораторной базы учреждений санитарно-эпидемиологического надзора (капитальные вложения) - всего 10300 2009 2100 6191 в том числе: Челябинская область 8000 1509 1600 4891 Курганская область 2000 500 500 1000 Свердловская область 300 - - 300 Проведение реабилитационных работ 45000 1539 8500 34961 в пойме реки Теча на территории Челябинской области (капитальные вложения) Проектирование и строительство 54000 1000 11000 42000 северного канала для отвода паводковых вод в Челябинской области (капитальные вложения) Завершение строительства базы 32300 12458 8700 11142 аварийно-спасательной службы в Челябинской области (капитальные вложения) Завершение строительства 10000 2612 5000 2388 регионального центра экологии и реабилитации загрязненных территорий в Челябинской области (капитальные вложения) ИТОГО 197520,9 24514,6 45403,5 127602,8 6. Научное обеспечение Программы Снижение степени риска 23700 2342,2 4900 16457,8 возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения Охрана здоровья населения, 5150 494 1100 3556 подвергшегося радиационному воздействию Социально-психологическая 4000 416 900 2684 реабилитация пострадавшего населения и экономическая реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению Агропромышленное производство и 2300 265,2 530 1504,8 лесное хозяйство Обеспечение экологической и 8000 808,5 1650 5541,5 радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других ядерных объектов ИТОГО 43150 4325,9 9080 29744,1 7. Международное сотрудничество Разработка и реализация совместных с зарубежными и международными организациями проектов по реабилитации населения и территорий - всего 2375,7 211,4 471,7 1692,6 в том числе: государственный заказчик 1800 186,4 360 1253,6 Челябинская область 575,7 25 111,7 439 Организация международных 818,1 170 158,4 489,7 конференций, симпозиумов, совещаний, участие ученых и специалистов в зарубежных конференциях, симпозиумах и совещаниях в том числе: Челябинская область 575,7 152 111,6 312,1 Курганская область 29 3 5,6 20,4 Свердловская область 213,4 15 41,2 157,2 Стажировка ученых и специалистов за рубежом и прием зарубежных ученых и специалистов - всего 1597,4 95,8 309,7 1191,9 в том числе: Челябинская область 1151,4 48,7 223,4 879,3 Курганская область 232,6 20,5 45,1 167 Свердловская область 213,4 26,6 41,2 145,6 ИТОГО 4791,2 477,2 939,8 3374,2 8. Организация управления Программой Обеспечение функционирования подразделений по организации реабилитационных работ - всего 3662 422,7 746,5 2492,8 в том числе: государственный заказчик 800 80 160 560 Челябинская область 1080 100 210 770 Курганская область 984 108 196,5 679,5 Свердловская область 798 134,7 180 483,3 Организация и обеспечение работы координационных научно-технических советов, проведение экспертиз и корректировка мероприятий Программы - всего 927,5 80,3 185 662,2 в том числе: государственный заказчик 500 55,3 100 344,7 Челябинская область 190 8 38 144 Курганская область 140 12 30 98 Свердловская область 97,5 5 17 75,5 Повышение квалификации специалистов, участвующих в реализации Программы, - всего 214,1 23,2 42,8 148,1 в том числе: Челябинская область 95,3 5,2 19,1 71 Курганская область 65,6 8 13,1 44,5 Свердловская область 53,2 10 10,6 32,6 Издание специальной зарубежной и отечественной литературы, методических пособий, создание аудио-, видео-, кинопродукции и ее распространение - всего 1272 124,8 243,3 903,9 в том числе: Челябинская область 845 99 162 584 Курганская область 189 20,8 36,3 131,9 Свердловская область 238 5 45 188 ИТОГО 6075,6 651 1217,6 420 ______________ Приложение N 2 к федеральной целевой программе "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ мероприятий федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (млн. рублей, в ценах 1996 года) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦Источник ¦ Текущие расходы ¦ Капитальные вложения ¦ ¦финансирова-+---------------------------------------+--------------------------------------¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Затраты - ¦ ¦1996 год¦1997 год ¦1998-2000¦ всего ¦1996 год¦ 1997 год¦ 1998-2000¦всего ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ ¦ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Снижение степени риска федеральный 4919 10050 33531 48500 32000 35500 98048 165548 214048 возникновения радиационных бюджет аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного внебюджетные 7900 8700 29200 45800 9100 9500 27200 45800 91600 объединения "Маяк", источники ликвидация источников радиоактивного загрязнения итого 12819 18750 62731 94300 41100 45000 125248 211348 305648 _______________ Финансируются через администрацию Челябинской области. Охрана здоровья населения, федеральный 17193,9 33746,6 125959,4 176899,9 31356 39981 124865 196202 373101,9 подвергшегося радиационному бюджет воздействию бюджеты 3505,3 3680,6 12283,2 19469,1 5790 5510 11800 23100 42569,1 областей итого 20699,2 37427,2 138242,6 196369 37146 45491 136665 219302 415671 валютные 2,8 4 7,2 14 - - - - 14 ассигнова- ния (млн. долларов США) Социально-психологическая федеральный 1035,9 2676,4 9496,7 13209 132673 118887 330196 581756 594965 реабилитация пострадавшего бюджет населения и экономическая бюджеты - - - - 17188 6547 18220 41955 41955 реабилитация территорий, областей подвергшихся радиоактивному загрязнению итого 1035,9 2676,4 9496,7 13209 149861 125434 348416 623711 636920 Агропромышленное федеральный 6410,7 13230 49628,5 69269,2 1653 11574 41922 55149 124418,2 производство и лесное бюджет хозяйство Обеспечение экологической и федеральный 4896,6 10103,5 30920,8 45920,9 14718 28700 86882 130300 176220,9 радиационной безопасности бюджет - - - - 4900 6600 9800 21300 21300 проживания населения в зоне бюджеты влияния производственного областей объединения "Маяк" и других ядерных объектов итого 4896,6 10103,5 30920,8 45920,9 19618 35300 96682 151600 197520,9 Научное обеспечение федеральный 4325,7 9080 29744,3 43150 - - - - 43150 Программы бюджет Международное сотрудничество федеральный 477,2 939,8 3374,2 4791,2 - - - - 4791,2 бюджет Организация управления федеральный 651 1217,6 4207 6075,6 - - - - 6075,6 Программой бюджет ИТОГО федеральный 39910 81043,9 286861,9 407815,8 212400 234642 681913 1128955 1536770,8 бюджет бюджеты 3505,3 3680,6 12283,2 19469,1 27878 18657 39820 86355 105824,1 областей внебюджетные 7900 8700 29200 45800 9100 9500 27200 45800 91600 источники ИТОГО 51315,3 93424,5 328345,1 473084,9 249378 262799 748933 1261110 1734194,9 валютные 2,8 4 7,1 14 - - - - 14 ассигнования (млн. долларов США) ____________