Сохранить документ в формате *.txtСохранить документ в формате *.rtfРаспечатать документ




                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 4 сентября 2003 г. N 547
                             г. Москва


              О подготовке населения в области защиты
   от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

     В  соответствии  с  Федеральным  законом "О защите населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера"  и  в  целях  совершенствования  подготовки  населения в
области  защиты  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера         Правительство         Российской        Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение  о подготовке населения в
области  защиты  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
     2. Установить,  что  подготовка  населения в области защиты от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного характера (далее
именуются  -  чрезвычайные  ситуации)  организуется в рамках единой
системы  подготовки  населения  в  области  гражданской  обороны  и
защиты  населения  от  чрезвычайных  ситуаций  и  осуществляется по
соответствующим   группам   в   организациях   (в   том   числе   в
образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
     3. Методическое   руководство,   координацию   и  контроль  за
подготовкой  населения  в  области  защиты от чрезвычайных ситуаций
возложить   на   Министерство   Российской   Федерации   по   делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий стихийных бедствий.
     4. Министерству  образования  Российской  Федерации с участием
Министерства  Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,
чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
при   разработке   государственных   образовательных  стандартов  и
образовательных   программ   предусматривать  обязательный  минимум
подготовки  лиц,  обучающихся  в  общеобразовательных учреждениях и
учреждениях   начального,   среднего  и  высшего  профессионального
образования, в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
     5. Министерству   Российской   Федерации   по   делам  печати,
телерадиовещания  и  средств  массовых  коммуникаций,  Министерству
Российской  Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий и другим
федеральным  органам  исполнительной власти, органам исполнительной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и   органам  местного
самоуправления  обеспечивать  пропаганду  знаний  в  области защиты
населения  от  чрезвычайных  ситуаций, в том числе с использованием
средств массовой информации.
     6. Признать   утратившим   силу   постановление  Правительства
Российской   Федерации   от   24 июля   1995 г.   N 738  "О порядке
подготовки  населения  в  области  защиты от чрезвычайных ситуаций"
(Собрание   законодательства   Российской  Федерации,  1995,  N 31,
ст. 3128).


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                М.Касьянов
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 4 сентября 2003 г.
     N 547


                         П О Л О Ж Е Н И Е
 о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
                природного и техногенного характера

     1. Настоящее    Положение    определяет    группы   населения,
проходящие    обязательную   подготовку   в   области   защиты   от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного характера (далее
именуются  -  чрезвычайные  ситуации),  а  также  основные задачи и
формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
     2. Подготовку   в  области  защиты  от  чрезвычайных  ситуаций
проходят:
     а) лица,  занятые  в  сфере  производства  и  обслуживания, не
включенные  в  состав  органов  управления  единой  государственной
системы  предупреждения  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
именуются - работающее население);
     б) лица,  не  занятые  в  сфере  производства  и  обслуживания
(далее именуются - неработающее население);
     в) лица,   обучающиеся  в  общеобразовательных  учреждениях  и
учреждениях   начального,   среднего  и  высшего  профессионального
образования (далее именуются - обучающиеся);
     г) руководители   органов   государственной   власти,  органов
местного самоуправления и организаций;
     д) работники   федеральных   органов   исполнительной  власти,
органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
органов   местного   самоуправления   и   организаций,   специально
уполномоченные   решать   задачи  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  и  включенные  в  состав органов управления
единой   государственной   системы   предупреждения   и  ликвидации
чрезвычайных    ситуаций    (далее   именуются   -   уполномоченные
работники);
     е) председатели    комиссий    по    чрезвычайным    ситуациям
федеральных  органов  исполнительной власти, органов исполнительной
власти    субъектов    Российской   Федерации,   органов   местного
самоуправления   и  организаций  (далее  именуются  -  председатели
комиссий по чрезвычайным ситуациям).
     3. Основными  задачами  при  подготовке  населения  в  области
защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
     а) обучение  населения  правилам  поведения, основным способам
защиты  и  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях,  приемам оказания
первой   медицинской   помощи  пострадавшим,  правилам  пользования
средствами индивидуальной и коллективной защиты;
     б) выработка  у  руководителей органов государственной власти,
органов  местного  самоуправления  и организаций навыков управления
силами  и  средствами,  входящими  в  состав единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     в) совершенствование    практических   навыков   руководителей
органов  государственной  власти, органов местного самоуправления и
организаций,   а   также  председателей  комиссий  по  чрезвычайным
ситуациям  в организации и проведении мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
     г) практическое  усвоение  уполномоченными  работниками в ходе
учений   и   тренировок  порядка  действий  при  различных  режимах
функционирования  единой  государственной  системы предупреждения и
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,   а   также   при  проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
     4. Подготовка   в  области  защиты  от  чрезвычайных  ситуаций
предусматривает:
     а) для  работающего  населения  -  проведение занятий по месту
работы   согласно   рекомендуемым   программам   и  самостоятельное
изучение  порядка  действий  в чрезвычайных ситуациях с последующим
закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
     б) для  неработающего  населения  -  проведение бесед, лекций,
просмотр  учебных  фильмов,  привлечение  на учения и тренировки по
месту   жительства,   а  также  самостоятельное  изучение  пособий,
памяток,   листовок   и   буклетов,  прослушивание  радиопередач  и
просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
     в) для  обучающихся  -  проведение  занятий в учебное время по
соответствующим  программам  в  рамках  курса  "Основы безопасности
жизнедеятельности"  и  дисциплины "Безопасность жизнедеятельности",
утверждаемым  Министерством  образования  Российской  Федерации  по
согласованию   с   Министерством   Российской  Федерации  по  делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий стихийных бедствий;
     г) для   руководителей   органов   государственной   власти  -
повышение   квалификации   в  Российской  академии  государственной
службы    при    Президенте    Российской   Федерации,   проведение
самостоятельной  работы  с  нормативными  документами  по  вопросам
организации  и  осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных
ситуаций,  участие  в  ежегодных  сборах,  учениях  и  тренировках,
проводимых    по   планам   Правительства   Российской   Федерации,
федеральных  органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
     д) для   председателей  комиссий  по  чрезвычайным  ситуациям,
руководителей   органов   местного  самоуправления  и  организаций,
уполномоченных  работников  - повышение квалификации не реже одного
раза  в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в
сборах, учениях и тренировках.
     5. Для  лиц,  впервые  назначенных  на  должность, связанную с
выполнением   обязанностей   в   области   защиты  от  чрезвычайных
ситуаций,  переподготовка  или  повышение  квалификации  в  течение
первого  года  работы является обязательной. Повышение квалификации
может  осуществляться  по  очной  и очно-заочной формам обучения, в
том    числе   с   использованием   дистанционных   образовательных
технологий.
     6. Повышение  квалификации  в  области  защиты от чрезвычайных
ситуаций проходят:
     а) председатели    комиссий    по    чрезвычайным    ситуациям
федеральных  органов  исполнительной власти, органов исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации и организаций - в Академии
гражданской  защиты  Министерства  Российской  Федерации  по  делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий стихийных бедствий;
     б) руководители   и   председатели  комиссий  по  чрезвычайным
ситуациям   органов  местного  самоуправления  и  организаций  -  в
учебно-методических  центрах  по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям субъектов Российской Федерации;
     в) уполномоченные    работники    -   в   учебных   заведениях
Министерства  Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,
чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации   последствий   стихийных
бедствий,  учреждениях  повышения  квалификации федеральных органов
исполнительной  власти  и  организаций, учебно-методических центрах
по   гражданской   обороне   и   чрезвычайным  ситуациям  субъектов
Российской  Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных
образований.
     Повышение      квалификации      преподавателей     дисциплины
"Безопасность  жизнедеятельности"  и преподавателей - организаторов
курса  "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в
чрезвычайных   ситуациях   осуществляется   в   учебных  заведениях
Министерства  Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,
чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации   последствий   стихийных
бедствий,    учреждениях    повышения   квалификации   Министерства
образования  Российской  Федерации  и  других  федеральных  органов
исполнительной   власти,  являющихся  учредителями  образовательных
учреждений,  учебно-методических  центрах  по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
     7. Совершенствование  знаний,  умений  и  навыков  населения в
области  защиты  от  чрезвычайных  ситуаций  осуществляется  в ходе
проведения   командно-штабных,  тактико-специальных  и  комплексных
учений и тренировок.
     8. Командно-штабные   учения   продолжительностью  до  3 суток
проводятся  в федеральных органах исполнительной власти и в органах
исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации  1 раз  в
2 года,  в  органах  местного  самоуправления  -  1 раз  в  3 года.
Командно-штабные  учения  или  штабные  тренировки  в  организациях
проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.
     К  проведению  командно-штабных  учений  в федеральных органах
исполнительной  власти,  органах  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органах  местного  самоуправления могут в
установленном   порядке  привлекаться  оперативные  группы  военных
округов,  гарнизонов,  соединений и воинских частей Вооруженных Сил
Российской  Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской   Федерации   и   органов   внутренних   дел  Российской
Федерации,  а  также  по  согласованию  с  органами  исполнительной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и  органами  местного
самоуправления  -  силы  и  средства единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     9. Тактико-специальные  учения  продолжительностью  до 8 часов
проводятся     с    участием    аварийно-спасательных    служб    и
аварийно-спасательных     формирований     (далее    именуются    -
формирования)   организаций   1 раз   в   3 года,   а   с  участием
формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
     10. Комплексные    учения    продолжительностью   до   2 суток
проводятся   1 раз   в   3 года   в  муниципальных  образованиях  и
организациях,  имеющих  опасные производственные объекты, а также в
лечебно-профилактических  учреждениях,  имеющих  более  600 коек. В
других   организациях   1 раз   в   3 года   проводятся  тренировки
продолжительностью до 8 часов.
     11. Тренировки    в    общеобразовательных    учреждениях    и
учреждениях   начального,   среднего  и  высшего  профессионального
образования проводятся ежегодно.
     12. Лица,  привлекаемые  на  учения  и  тренировки  в  области
защиты  от  чрезвычайных  ситуаций,  должны быть проинформированы о
возможном риске при их проведении.
     13. Министерство  Российской  Федерации  по  делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий:
     а) осуществляет   координацию,   методическое   руководство  и
контроль  за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
     б) определяет  перечень  уполномоченных работников, проходящих
переподготовку  или  повышение  квалификации  в  учебных заведениях
Министерства  Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,
чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации   последствий   стихийных
бедствий,  учреждениях  повышения  квалификации федеральных органов
исполнительной  власти  и  организаций, учебно-методических центрах
по   гражданской   обороне   и   чрезвычайным  ситуациям  субъектов
Российской  Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных
образований;
     в) разрабатывает  и  утверждает примерные программы обучения в
учебных  заведениях  Министерства  Российской  Федерации  по  делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных  бедствий,  учебно-методических  центрах  по
гражданской  обороне  и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации   и   на   курсах   гражданской   обороны   муниципальных
образований, а также работающего населения;
     г) согласовывает  программы обучения уполномоченных работников
в    учреждениях   повышения   квалификации   федеральных   органов
исполнительной  власти  и  организаций,  а  также  программы  курса
"Основы  безопасности  жизнедеятельности"  для  общеобразовательных
учреждений,  федеральный  компонент государственных образовательных
стандартов   и   примерные   программы   дисциплины   "Безопасность
жизнедеятельности"       для       образовательных       учреждений
профессионального образования.
     14. Финансирование   подготовки  руководителей,  председателей
комиссий  по  чрезвычайным  ситуациям  и  уполномоченных работников
федеральных  органов  исполнительной власти, председателей комиссий
по  чрезвычайным  ситуациям органов исполнительной власти субъектов
Российской   Федерации,   организации   и  проведения  федеральными
органами  исполнительной  власти  учений  и  тренировок  в  области
защиты  от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств,
выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
     Финансирование   содержания   учебно-методических  центров  по
гражданской  обороне  и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации,  подготовки  уполномоченных  работников  территориальных
подсистем   единой   государственной   системы   предупреждения   и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  проведения  органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  учений  и
тренировок   осуществляется  за  счет  средств  бюджетов  субъектов
Российской Федерации.
     Финансирование    подготовки    председателей    комиссий   по
чрезвычайным    ситуациям    органов    местного    самоуправления,
уполномоченных  работников  соответствующего  звена территориальной
подсистемы   единой   государственной   системы   предупреждения  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  содержания  курсов гражданской
обороны   муниципальных   образований,   подготовки   неработающего
населения,  а  также  проведения  органами  местного самоуправления
учений   и   тренировок  осуществляется  за  счет  средств  местных
бюджетов.
     Финансирование  подготовки  работающего  населения  в  области
защиты   от   чрезвычайных   ситуаций,   подготовки   и  аттестации
формирований,  а также проведения организациями учений и тренировок
осуществляется за счет организаций.


                          _______________