Сохранить документ в формате *.txtСохранить документ в формате *.rtfРаспечатать документ




                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


     О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
                природного и техногенного характера

         Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года

     Настоящий Федеральный закон определяет  общие  для  Российской
Федерации  организационно-правовые  нормы  в области защиты граждан
Российской Федерации,  иностранных граждан и лиц  без  гражданства,
находящихся на территории Российской Федерации (далее - население),
всего  земельного,  водного,  воздушного  пространства  в  пределах
Российской  Федерации  или его части,  объектов производственного и
социального назначения, а также окружающей природной среды (далее -
территории)  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного
характера (далее - чрезвычайные ситуации).
     Действие настоящего  Федерального  закона  распространяется на
отношения,   возникающие   в    процессе    деятельности    органов
государственной     власти     Российской     Федерации,    органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
местного   самоуправления,   а   также  предприятий,  учреждений  и
организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее -
организации) и населения в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.

                     Глава I. Общие положения

                    Статья 1. Основные понятия

     Чрезвычайная ситуация  -  это   обстановка   на   определенной
территории,  сложившаяся  в результате аварии,  опасного природного
явления,  катастрофы,  стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь  или повлекли за собой человеческие жертвы,  ущерб здоровью
людей или окружающей  природной  среде,  значительные  материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     Предупреждение чрезвычайных   ситуаций    -    это    комплекс
мероприятий,   проводимых   заблаговременно   и   направленных   на
максимально возможное уменьшение риска  возникновения  чрезвычайных
ситуаций,  а также на сохранение здоровья людей,  снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их
возникновения.
     Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение  жизни  и  сохранение  здоровья
людей,  снижение  размеров  ущерба  окружающей  природной  среде  и
материальных  потерь,  а  также  на  локализацию  зон  чрезвычайных
ситуаций,   прекращение   действия   характерных  для  них  опасных
факторов.
     Зона чрезвычайной   ситуации  -  это  территория,  на  которой
сложилась чрезвычайная ситуация.

     Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области
           защиты населения и территорий от чрезвычайных
                             ситуаций

     Законодательство Российской   Федерации   в   области   защиты
населения   и   территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  состоит  из
настоящего Федерального закона,  принимаемых в соответствии  с  ним
законов  и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,  а
также  законов  и  иных  нормативных   правовых   актов   субъектов
Российской Федерации.

           Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

     Целями настоящего Федерального закона являются:
     предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
     снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций.
     Не связанные  с перечисленными в части первой настоящей статьи
целями  отношения  по  восстановлению  территорий,  пострадавших  в
результате чрезвычайных ситуаций,  настоящим Федеральным законом не
регулируются.

     Статья 4.  Единая  государственная  система  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Единая государственная  система  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства
федеральных  органов исполнительной власти,  органов исполнительной
власти   субъектов   Российской   Федерации,    органов    местного
самоуправления,  организаций,  в  полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Основными задачами      единой     государственной     системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
     разработка и  реализация  правовых  и  экономических  норм  по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     осуществление целевых     и    научно-технических    программ,
направленных на предупреждение чрезвычайных  ситуаций  и  повышение
устойчивости   функционирования   организаций,   а  также  объектов
социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
     обеспечение готовности  к действиям органов управления,  сил и
средств,  предназначенных  и  выделяемых   для   предупреждения   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     сбор, обработка,  обмен и выдача информации в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     прогнозирование и  оценка  социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций;
     создание резервов   финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ликвидация чрезвычайных ситуаций;
     осуществление мероприятий  по  социальной  защите   населения,
пострадавшего  от  чрезвычайных  ситуаций,  проведение гуманитарных
акций;
     реализация прав  и  обязанностей населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций,  а также лиц,  непосредственно участвующих в
их ликвидации;
     международное сотрудничество  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Принципы построения,  состав сил и средств, порядок выполнения
задач  и  взаимодействия  основных элементов,  а также иные вопросы
функционирования единой государственной  системы  предупреждения  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  определяются  законодательством
Российской    Федерации,    постановлениями    и     распоряжениями
Правительства Российской Федерации.

   Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

     Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными  в
соответствии    с    законодательством   Российской   Федерации   и
законодательством  субъектов  Российской  Федерации  руководителями
работ  по  ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации
чрезвычайных  ситуаций,  установленной  Правительством   Российской
Федерации,   и   по   согласованию   с   исполнительными   органами
государственной  власти  и  органами  местного  самоуправления,  на
территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

   Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и
                территорий от чрезвычайных ситуаций

     Информацию в   области   защиты   населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций  составляют  сведения  о  прогнозируемых   и
возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения
о   радиационной,   химической,   медико-биологической,   взрывной,
пожарной    и   экологической   безопасности   на   соответствующих
территориях.
     Информация в   области   защиты   населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций,  а также о деятельности федеральных  органов
государственной  власти,  органов  государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
в   этой   области  является  гласной  и  открытой,  если  иное  не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Федеральные органы      государственной     власти,     органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,   органы
местного   самоуправления   и   администрация  организаций  обязаны
оперативно и  достоверно  информировать  население  через  средства
массовой  информации и по иным каналам о состоянии защиты населения
и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  и  принятых   мерах   по
обеспечению   их   безопасности,   о   прогнозируемых  и  возникших
чрезвычайных ситуациях,  о приемах и способах защиты  населения  от
них.
     Сокрытие, несвоевременное  представление  либо   представление
должностными  лицами  заведомо  ложной  информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций  влечет  за  собой
ответственность   в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.
     Порядок обеспечения     населения,     федеральных     органов
государственной власти,  органов государственной  власти  субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций  устанавливается  законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.

   Статья 7.  Основные принципы защиты населения  и  территорий  от
                       чрезвычайных ситуаций

     Мероприятия, направленные   на   предупреждение   чрезвычайных
ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба
и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
     Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и
территорий   от   чрезвычайных   ситуаций   проводятся   с   учетом
экономических,  природных  и   иных   характеристик,   особенностей
территорий  и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций.
     Объем и   содержание   мероприятий   по   защите  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа
необходимой  достаточности  и  максимально возможного использования
имеющихся сил и средств.
     Ликвидация чрезвычайных   ситуаций   осуществляется  силами  и
средствами организаций,  органов местного  самоуправления,  органов
исполнительной    власти   субъектов   Российской   Федерации,   на
территориях   которых   сложилась   чрезвычайная   ситуация.    При
недостаточности   вышеуказанных   сил  и  средств  в  установленном
законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы  и
средства федеральных органов исполнительной власти.

        Глава II. Полномочия органов государственной власти
           Российской Федерации, органов государственной
          власти субъектов Российской Федерации и органов
             местного самоуправления в области защиты
                     населения и территорий от
                       чрезвычайных ситуаций

  Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области
           защиты населения и территорий от чрезвычайных
                             ситуаций

     Президент Российской Федерации:
     а) определяет   в   соответствии  со  статьей  80  Конституции
Российской Федерации и федеральными законами  основные  направления
государственной  политики и принимает иные решения в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) вносит   на  рассмотрение  Совета  Безопасности  Российской
Федерации и принимает с учетом его предложений решения по  вопросам
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а  также по
вопросам преодоления их последствий;
     в) вводит   при   чрезвычайных  ситуациях  в  соответствии  со
статьями   56   и   88   Конституции   Российской   Федерации   при
обстоятельствах    и   в   порядке,   предусмотренных   федеральным
конституционным законом,  на территории Российской Федерации или  в
отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
     г) принимает  решение  о  привлечении  при   необходимости   к
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   Вооруженных  Сил  Российской
Федерации, других войск и воинских формирований.

       Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской
         Федерации в области защиты населения и территорий
                     от чрезвычайных ситуаций

     Федеральное Собрание Российской Федерации:
     а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) утверждает   бюджетные   ассигнования   на   финансирование
деятельности и мероприятий в указанной области;
     в) проводит   парламентские   слушания   по   вопросам  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в
               области защиты населения и территорий
                     от чрезвычайных ситуаций

     Правительство Российской Федерации:
     а) издает  на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации,  федеральных  законов  и  нормативных  актов  Президента
Российской  Федерации постановления и распоряжения в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и  обеспечивает  их
исполнение;
     б) организует проведение научных исследований в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных
федеральных  программ  в  области  защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     г) определяет задачи,  функции,  порядок деятельности, права и
обязанности федеральных органов  исполнительной  власти  в  области
защиты   населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,
осуществляет   руководство    единой    государственной    системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     д) обеспечивает создание  федеральных  резервов  финансовых  и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
определяет порядок использования указанных резервов;
     е) устанавливает  и  контролирует процесс производства,  режим
хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и
других  особо опасных веществ,  соблюдение при этом необходимых мер
безопасности;
     ж) устанавливает   классификацию   чрезвычайных   ситуаций   и
полномочия исполнительных  органов  государственной  власти  по  их
ликвидации;
     з) принимает   решения    о    непосредственном    руководстве
ликвидацией  чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их
        возникновения;
     и) определяет  порядок  привлечения  Войск гражданской обороны
Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     к) определяет   порядок  сбора  информации  в  области  защиты
населения и территорий от  чрезвычайных  ситуаций,  порядок  обмена
указанной     информацией     между     исполнительными    органами
государственной власти,  а также  органами  управления,  специально
уполномоченными  на  решение  задач  в  области  защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

  Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов
              Российской Федерации и органов местного
             самоуправления в области защиты населения
               и территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Органы    государственной   власти   субъектов   Российской
Федерации:
     а) принимают  в  соответствии с федеральными законами законы и
иные  нормативные  правовые  акты  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) осуществляют   подготовку   и   содержание   в   готовности
необходимых  сил  и  средств  для  защиты населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций,  обучение  населения  способам   защиты   и
действиям в указанных ситуациях;
     в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий  в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
     г) осуществляют  в  установленном   порядке   сбор   и   обмен
информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций,  обеспечивают своевременное оповещение  и  информирование
населения  об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций;
     д) организуют   и   проводят  аварийно-спасательные  и  другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе
их  проведения;  при  недостаточности  собственных  сил  и  средств
обращаются  к  Правительству  Российской  Федерации  за   оказанием
помощи;
     е) осуществляют финансирование мероприятий  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ж) создают резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     з) содействуют  устойчивому  функционированию  организаций   в
чрезвычайных ситуациях;
     и) создают  при  органах   исполнительной   власти   субъектов
Российской   Федерации  постоянно  действующие  органы  управления,
специально  уполномоченные  на  решение  задач  в  области   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
     а) осуществляют   подготовку   и   содержание   в   готовности
необходимых сил и средств для  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций,   обучение  населения  способам  защиты  и
действиям в этих ситуациях;
     б) принимают  решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
     в) осуществляют   в   установленном   порядке   сбор  и  обмен
информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций,  обеспечивают  своевременное  оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о возникновении  чрезвычайных
ситуаций;
     г) осуществляют финансирование мероприятий  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     д) создают резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     е) организуют  и  проводят  аварийно-спасательные   и   другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их
проведении;  при  недостаточности   собственных   сил   и   средств
обращаются  за  помощью  к  органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
     ж) содействуют   устойчивому  функционированию  организаций  в
чрезвычайных ситуациях;
     з) создают   при  органах  местного  самоуправления  постоянно
действующие органы управления, специально уполномоченные на решение
задач  в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций.

      Глава III. Государственное управление в области защиты
          населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение  задач  в  области  защиты  населения  и
                территорий от чрезвычайных ситуаций

     Для осуществления  государственного  управления  и координации
деятельности федеральных органов исполнительной  власти  в  области
защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций создается
специально уполномоченный федеральный орган исполнительной  власти.
Указанный    федеральный   орган   создает   подведомственные   ему
территориальные органы.

     Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной
          власти в области защиты населения и территорий
                     от чрезвычайных ситуаций

     1. Федеральные органы исполнительной власти организуют  работу
в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в
своей сфере деятельности  и  порученных  им  отраслях  экономики  в
соответствии  с  настоящим Федеральным законом и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
     2. Федеральные органы исполнительной власти:
     а) по отношению к подведомственным организациям: разрабатывают
и  осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия
по повышению устойчивости функционирования отрасли  в  чрезвычайных
ситуациях;
     утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями
отраслевые    нормы    и    правила    безопасности   производства,
технологических  процессов,  продукции,  а  также  правила   защиты
работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
     обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной,
экологической  безопасности,  а  также  соблюдение  норм  и  правил
инженерно-технических    мероприятий    гражданской   обороны   при
проектировании,    строительстве    и     эксплуатации     объектов
производственного и социального назначения;
     финансируют и  обеспечивают  мероприятия   по   предупреждению
чрезвычайных  ситуаций  и проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
     организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских,  испытательных   и   проектных   работ   по
проблемам безопасности;
     б) по  отношению  к  иным  организациям,  входящим  в   состав
отрасли:
     осуществляют методическое  руководство  при  решении  вопросов
защиты  работников организаций от чрезвычайных ситуаций,  повышения
устойчивости и безопасности функционирования организаций;
     разрабатывают и  доводят  до  сведения  организаций отраслевые
требования,  нормативные документы  по  вопросам  предупреждения  и
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,   защиты  от  них  работников
организаций и населения.
     3. Руководители   федеральных  органов  исполнительной  власти
несут  предусмотренную   законодательством   Российской   Федерации
ответственность  за  ненадлежащее  выполнение  указанными  органами
возложенных на них задач и осуществление своих  функций  в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     4. Федеральные органы исполнительной власти принимают  решения
об  образовании  в  пределах  выделенных  им ассигнований и штатной
численности  подразделений  для  решения  задач  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     5. Федеральные   органы   исполнительной    власти,    имеющие
специально  подготовленные  и аттестованные в установленном порядке
силы  и  средства  для  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,  используют  их  в  рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

   Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения
               и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Организации обязаны:
     а) планировать  и  осуществлять  необходимые  меры  в  области
защиты   работников   организаций   и   подведомственных   объектов
производственного  и   социального   назначения   от   чрезвычайных
ситуаций;
     б) планировать   и   проводить   мероприятия   по    повышению
устойчивости    функционирования    организаций    и    обеспечению
жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
     в) обеспечивать   создание,   подготовку   и   поддержание   в
готовности  к  применению  сил  и  средств  по   предупреждению   и
ликвидации  чрезвычайных ситуаций,  обучение работников организаций
способам защиты и действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  в  составе
невоенизированных формирований;
     г) создавать и поддерживать в постоянной готовности  локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
     д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных
и    других   неотложных   работ   на   подведомственных   объектах
производственного и социального назначения и на прилегающих  к  ним
территориях  в  соответствии  с планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     е) финансировать  мероприятия по защите работников организаций
и  подведомственных  объектов   производственного   и   социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
     ж) создавать резервы финансовых и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     з) предоставлять в установленном порядке информацию в  области
защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,  а также
оповещать работников организаций  об  угрозе  возникновения  или  о
возникновении чрезвычайных ситуаций.

     Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации
                       чрезвычайных ситуаций

     Общественные объединения могут участвовать  в  мероприятиях  в
области  защиты  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций в
соответствии с законодательством Российской Федерации и  со  своими
уставами.
     Общественные объединения,     участвующие     в     ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  действуют под руководством соответствующих
органов управления единой государственной системы предупреждения  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций.  На  органы  управления  единой
государственной системы предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных
с перевозкой членов общественных объединений  к  зоне  чрезвычайной
ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда,
материально-технического,  медицинского и других видов  обеспечения
их деятельности в этих условиях.
     Участники ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  от  общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную
в аттестационном порядке.

   Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации,
        других войск и воинских формирований для ликвидации
                       чрезвычайных ситуаций

     Для ликвидации  чрезвычайных   ситуаций   могут   привлекаться
специально   подготовленные   силы   и   средства  Вооруженных  Сил
Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок
их  привлечения  определяется  Президентом  Российской  Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел
           Российской Федерации и органов внутренних дел
           субъектов Российской Федерации при ликвидации
                       чрезвычайных ситуаций

     При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и  средства  органов
внутренних  дел  Российской  Федерации  и  органов  внутренних  дел
субъектов  Российской  Федерации  применяются  в   соответствии   с
задачами,  возложенными  на  органы внутренних дел законами и иными
нормативными правовыми  актами  Российской  Федерации,  законами  и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

         Глава IV. Права и обязанности граждан Российской
         Федерации в области защиты населения и территорий
               от чрезвычайных ситуаций и социальная
                        защита пострадавших

  Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты
          населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Граждане Российской Федерации имеют право:
     на защиту  жизни,  здоровья  и  личного  имущества  в   случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
     в соответствии  с  планами  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое
имущество  органов  исполнительной  власти   субъектов   Российской
Федерации,   органов   местного   самоуправления   и   организаций,
предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
     быть информированными    о    риске,    которому   они   могут
подвергнуться  в  определенных  местах  пребывания  на   территории
страны, и о мерах необходимой безопасности;
     обращаться лично,  а также направлять в государственные органы
и  органы  местного  самоуправления  индивидуальные  и коллективные
обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     участвовать в  установленном   порядке   в   мероприятиях   по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на возмещение ущерба,  причиненного их  здоровью  и  имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
     на медицинское   обслуживание,   компенсации   и   льготы   за
проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
     на бесплатное    государственное    социальное    страхование,
получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при
выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     на пенсионное  обеспечение  в случае потери трудоспособности в
связи  с  увечьем  или  заболеванием,  полученным  при   выполнении
обязанностей  по  защите  населения  и  территорий  от чрезвычайных
ситуаций,  в порядке,  установленном для  работников,  инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
     на пенсионное  обеспечение   по   случаю   потери   кормильца,
погибшего  или умершего от увечья или заболевания,  полученного при
выполнении  обязанностей  по  защите  населения  и  территорий   от
чрезвычайных ситуаций,  в порядке, установленном для семей граждан,
погибших  или  умерших  от  увечья,  полученного   при   выполнении
гражданского   долга   по   спасению   человеческой  жизни,  охране
собственности и правопорядка.
     2. Порядок и условия государственного социального страхования,
виды и  размеры  компенсаций  и  льгот,  предоставляемых  гражданам
Российской  Федерации  в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
устанавливаются   законодательством    Российской    Федерации    и
законодательством субъектов Российской Федерации.

   Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области
           защиты населения и территорий от чрезвычайных
                             ситуаций

     Граждане Российской Федерации обязаны:
     соблюдать законы и иные нормативные правовые  акты  Российской
Федерации,  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов
Российской Федерации в области защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     соблюдать меры безопасности в  быту  и  повседневной  трудовой
деятельности,    не    допускать   нарушений   производственной   и
технологической дисциплины,  требований экологической безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
     изучать основные способы  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций,  приемы  оказания первой медицинской помощи
пострадавшим,  правила пользования коллективными и  индивидуальными
средствами   защиты,   постоянно  совершенствовать  свои  знания  и
практические навыки в указанной области;
     выполнять установленные   правила   поведения   при  угрозе  и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     при необходимости    оказывать    содействие    в   проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

          Глава V. Подготовка населения в области защиты
                     от чрезвычайных ситуаций

        Статья 20. Подготовка населения в области защиты от
                       чрезвычайных ситуаций

     Порядок подготовки населения в области защиты от  чрезвычайных
ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
     Подготовка населения  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях
осуществляется  в  организациях,  в  том  числе  в  образовательных
учреждениях, а также по месту жительства.
     Подготовка руководителей  и специалистов организаций,  а также
сил единой  государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   для   защиты   от  чрезвычайных  ситуаций
осуществляется в учреждениях среднего и  высшего  профессионального
образования,  в  учреждениях повышения квалификации,  на курсах,  в
специальных учебно-методических центрах и непосредственно по  месту
работы.

     Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и
                территорий от чрезвычайных ситуаций

     Пропаганда знаний в области защиты населения и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими
в  единую  государственную  систему  предупреждения  и   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  совместно  с  общественными объединениями,
осуществляющими свою  деятельность  в  области  защиты  и  спасения
людей,   федеральными  органами  государственной  власти,  органами
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного самоуправления, организациями.
     Для пропаганды знаний в области защиты населения и  территорий
от  чрезвычайных  ситуаций  могут  использоваться средства массовой
информации.

           Глава VI. Порядок финансового и материального
            обеспечения мероприятий по защите населения
               и территорий от чрезвычайных ситуаций

            Статья 22. Финансирование целевых программ

     Финансирование целевых  программ   по   защите   населения   и
территорий  от  чрезвычайных ситуаций,  по обеспечению устойчивости
функционирования  организаций  осуществляется  в   соответствии   с
законодательством    Российской   Федерации   и   законодательством
субъектов Российской Федерации.

     Статья 23. Финансирование органов управления, специально
         уполномоченных на решение задач в области защиты
          населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Финансирование деятельности  постоянно   действующих   органов
управления,  специально  уполномоченных  на решение задач в области
защиты   населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,
осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

        Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации
                       чрезвычайных ситуаций

     Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
проводится   за  счет  средств  организаций,  находящихся  в  зонах
чрезвычайных ситуаций,  средств федеральных органов  исполнительной
власти,   соответствующих   бюджетов,  страховых  фондов  и  других
источников.
     При отсутствии   или  недостаточности  указанных  средств  для
ликвидации чрезвычайных  ситуаций  выделяются  средства  резервного
фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.

     Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и
         материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
                             ситуаций

     Резервы финансовых  и  материальных  ресурсов  для  ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного
привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций.   Указанные   резервы   создаются  федеральными  органами
исполнительной власти,  органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
     Порядок создания и  использования  указанных  в  части  первой
настоящей  статьи  резервов  и  порядок  восполнения использованных
средств этих  резервов  определяются  законодательством  Российской
Федерации,   законодательством  субъектов  Российской  Федерации  и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

           Глава VII. Государственная экспертиза, надзор
              и контроль в области защиты населения и
                территорий от чрезвычайных ситуаций

      Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты
          населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Государственная экспертиза   предполагаемых   для   реализации
проектов и решения  по  объектам  производственного  и  социального
назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных
ситуаций  или  могут  влиять  на  обеспечение  защиты  населения  и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  организуется  и проводится
специально  уполномоченными  федеральными  органами  исполнительной
власти   и  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации в целях проверки  и  выявления  степени  их  соответствия
установленным  нормам,  стандартам  и  правилам  и осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     В случае    необходимости    экспертиза   предполагаемых   для
реализации проектов  и  решений  по  объектам  производственного  и
социального назначения и процессам,  которые могут быть источниками
чрезвычайных  ситуаций  или  могут  влиять  на  обеспечение  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  может проводиться
общественными объединениями  и  независимыми  экспертами,  а  также
специалистами   международных  экспертных  организаций  в  порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.

     Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и
                территорий от чрезвычайных ситуаций

     Государственный надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций  проводятся  в  соответствии  с
задачами,    возложенными   на   единую   государственную   систему
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки
полноты   выполнения  мероприятий  по  предупреждению  чрезвычайных
ситуаций и готовности должностных лиц,  сил и средств к действиям в
случае их возникновения.
     Государственный надзор  и   контроль   в   указанной   области
осуществляются   федеральными   органами  исполнительной  власти  и
органами исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  в
соответствии    с    законодательством   Российской   Федерации   и
законодательством субъектов Российской Федерации.

     Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства
          Российской Федерации в области защиты населения
               и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Виновные в  невыполнении   или   недобросовестном   выполнении
законодательства  Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок
к  возникновению  чрезвычайных  ситуаций,  непринятии мер по защите
жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях
должностные    лица   и   граждане   Российской   Федерации   несут
дисциплинарную,  административную,  гражданско-правовую и уголовную
ответственность,     а    организации    -    административную    и
гражданско-правовую    ответственность     в     соответствии     с
законодательством    Российской   Федерации   и   законодательством
субъектов Российской Федерации.

           Глава VIII. Международные договоры Российской
              Федерации в области защиты населения и
                территорий от чрезвычайных ситуаций

      Статья 29. Международные договоры Российской Федерации

     Если международными    договорами     Российской     Федерации
установлены   иные   правила,   чем   те,   которые   содержатся  в
законодательстве Российской Федерации в области защиты населения  и
территорий   от   чрезвычайных  ситуаций,  то  применяются  правила
международных договоров Российской Федерации.

                 Глава IX. Заключительные положения

    Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
официального опубликования.

        Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в
           соответствие с настоящим Федеральным законом

     Нормативные акты Президента Российской Федерации,  нормативные
правовые  акты  Правительства  Российской Федерации,  ведомственные
нормативные правовые акты,  законы и иные нормативные правовые акты
субъектов  Российской Федерации,  нормативные правовые акты органов
местного  самоуправления  приводятся  в  соответствие  с  настоящим
Федеральным  законом в течение двух месяцев со дня его вступления в
силу.
     Правительство Российской   Федерации  в  трехмесячный  срок  в
установленном порядке вносит в  Государственную  Думу  Федерального
Собрания    Российской    Федерации    предложения   о   приведении
законодательства Российской Федерации в  соответствие  с  настоящим
Федеральным законом.


     Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин

     Москва, Кремль
     21 декабря 1994 года
     N 68-ФЗ